кресение», и они, очистив чувства, духовными очами видели Спасителя.
Достигнув храма Воскресения, паломники покланялись святыням, получали Благодать и, преображённые, возвращались домой и горением своим зажигали многие сердца. Происходила непрерывная передача Благодати от места Воскресения во все уголки земли. Свет Христова Восстания до сих пор преображает, обновляет и направляет всех, желающих быть с Господом. «Возведи окрест очи Твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки». «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия». Новый Иерусалим, Церковь Божия, достойно красуется и ликует, потому что слава Воскресения сияет над ней, и люди с разных концов приходят, чтобы просветиться и подняться духовно. «Просветишася всяческая Воскресением Твоим, Господи, и рай паки отверзеся, вся же тварь, восхваляюще Тя, песнь Тебе всегда приносит». Русская история знает попытки приглушить эту хвалу. Если представить себя вместе с апостолами у Голгофы, то мы истолковали бы Распятие, как трагедию. Если были бы вместе с жёнами-мироносицами, пришедшими в то воскресное утро, «возсиявшу Солнцу» к могиле и увидели, что она пуста, решили бы, как и они, что дальнейшие несчастья обрушились на нас и кто-то украл Тело Спасителя. Но через 2000 лет мы всё видим иначе, не как несчастье, а как триумф Христа, Его победу. Триумфальное шествие Господа продолжается, и мы являемся свидетелями этого. Никакие силы не могут остановить движения. Пасха в Советском Союзе была запрещена. Известен случай, когда внук спросил у бабушки о значении букв «Х.В.». Старушка сквозь зубы торопливо ответила: «Хозяйство возрождается!». На деле, оно оставалось в незавидном состоянии, а светлый Праздник продолжался. Роскошно он отмечался и в Петербурге до 1917 года. Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православною русскою верой. Пахло солнцем, оконною краской И лимоном от женского тела, | Вдохновенно весёлою
Пасхой, Что вокруг колокольно гудела. И у памятника Николая Перед самой Большою Морскою, Где была из торцов мостовая, Просмолённою пахло доскою. Из-за вымытых к Празднику стёкол, Из-за рам без песка и без ваты, Город топал, трезвонил и цокал, Целовался восторгом объятый. Было сладко для чрева и духа. Юность мчалась, цветы подколовши. А у старцев, хотя было сухо, Шубы, вата в ушах и калоши. Поэтичность религии, где ты? Где поэзии религиозность? Все «бездельные» песни пропеты, «Деловая» отныне серьезность. Пусть нелепо, смешно, глуповато Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято Тем, что свойственно только России! – Так поэт Игорь Северянин представлял светлый Праздник в тогдашнем городе на Неве. Не- смотря ни на что, Россия отмечала Пасху. Более 70-ти лет огромная машина безбожия двигалась на Православную Церковь. Делались попытки уничтожить из памяти людей мысль о Воскресении Христа. Организовывались «коммунистические» субботники, чтобы усталые люди не шли на ночное Пасхальное богослужение. Для молодёжи устраивались вечерние развлекательные мероприятия. У входа в храм стояла милиция, отпугивая школьников. В небольших городах учителя высматривали и стыдили учеников за посещение храма на Пасху, занижали оценки. Были и «воинствующие безбожники», которые организовывали беспорядки. В Свято- Троицком соборе Александро-Невской Лавры часто присутствовали за богослужением православные из Финляндии, располагаясь на левом клиросе. В 1967 году во время Пасхального Крестного Хода вокруг собора брошенный камень попал в Запрестольный Крест, который нес ктитор Покровской общины в Хельсинки. Произошёл неприятный резонанс, не украшавший некогда культурный город. | Тем не менее триумфальное шествие Воскресшего продолжалось и продолжается, что удивляет многих. Был однажды диалог артиста театра со священником. Первый говорил, что участвует в различных пьесах и старается добиться больших успехов на вертящейся сцене, а зрителей не так много, как на Пасху в соборах. В церквах одна и та же «пьеса», нет особого убранства, одинаковая на все случаи «сцена», а народа очень много и все стоят по несколько часов. Что сделать, чтобы не-что подобное было в театре? Священник ответил, что пусть директор театра попробует отделиться от государства. Артист отличается от священника тем, что он играет, а священник живёт, живёт идеалами Воскресшего Христа. На эту тему говорил проповедь митрополит Рижский и Латвийский Ле- онид (Поляков), уроженец северной столицы. Обещавший через двадцать лет построить коммунизм, Н. Хрущёв отмечал, что всё идёт по плану, но вот проблема с верующими христианами остаётся неразрешённой. Ему советовали в храмах повесить свой портрет, и тогда никто не пойдёт молиться. Эти и другие лирические отступления можно позволить себе в эти радостные дни. Хочется, чтобы Солнце Правды «возсиявало» в людях. Многое ещё предстоит пережить и перетерпеть верующим, но в конце концов всегда побеждает Воскресший Господь. Поэтому «пролетарии всех стран, соединяй- тесь» вокруг Пасхального стола и несите радость Воскресения всем, подобно святой равноапостольной Марии Магдалине, со словами: «Христос Воскресе!». Благодатное настроение, уважительные отношения, любовь к людям пусть присутствуют в обществе. А.П. Чехов говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Однако, при всём старании нельзя сделать лицо прекрасным. Можно подкрасить, загримировать, но это будет подделка, а любую подделку нельзя называть прекрасной. Мож- но купить прекрасную одежду, но она не даст человеку прекрасных: лица, души, мыслей. Прекрасную душу и прекрасные мысли может иметь тот, у кого прекрасное сердце, обновлён- ный дух, кто живёт новой жизнью, в ком «воз- сиявает Солнце» Пасхального утра. ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС |