Монастыри. Библиотеки

English
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
29 Май 2020
«Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда…»

Фома Аквинский 

Тема эта более чем непростая, невероятно интересная, без преувеличения сказать – основополагающая, и… крайне печальная для нашего времени.

 Общепринятое понимание библиотеки (от греч.  βιβλίον, книга +θήκη, хранилище, вместилище, ящик) звучит как «учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу». Но если, руководствуясь советом Козьмы Пруткова «зреть в корень», то суть, причины, и особенно следствия этого явления окажутся удивительными, а ныне даже немного пугающими. (Я не оговорился и не преувеличил, употребляя эпитеты «печально» и «пугающе» - вскоре вы в этом убедитесь, соглашаясь со мной).

К первым «библиотекам» условно можно отнести еще собрания глиняных табличек шумеров и папирусы египтян. Но я, с вашего позволения, уделю больше времени не форме, а сути этого явления. Ибо лично меня больше всего пугает изменение именно самой сути современных библиотек (и особенно библиотек христианских!). Простой пример: много веков назад, когда грамотных было немного, а материал для книг и свитков дорог (широко известен случай, когда великий князь киевский Роман Ростиславович в прямом смысле разорился при составлении библиотеки), в них заносили самую необходимую и ценную информацию, как правило, религиозного, тех- нического, юридического, астрономического, исторического характера. Сегодня, в век информационных технологий, мы просто физически не в силах прочитать все книги даже какой-то «узконаправленной» для нас тематике. А уж сколько в открытом доступе находится информации недостоверной, ненужной, глупой и даже откровенно вредной – и говорить
не приходится. Только в одной библиотеке Конгресса (США) хранится около 138 миллионов единиц хранения, а сколько их ныне в электронном виде – исчислению не подлежит. Ранее «личная» библиотека стоила дорого. Очень дорого. Она состояла из самого важного для ее владельца и принималась наследниками как великое богатство (не толь- ко материальное, но прежде всего духовное). Личная библиотека являлась символом состоятельности и сама по себе говорила о человеке немало. Ее передавали из поколения в поколение, сберегая и дополняя. Ныне, с повлением дешевых электронных носителей, бумажная библиотека становится чем-то вроде «личной коллекции», сродни нумизматике и филателии. И уж совсем печально обстоит дело с содержимым личных библиотек. Вряд ли сын-географ будет столь же бережно хранить книги отца-врача, а внук, любитель фантастики, станет беречь книги деда, предпочитавшего исторические романы. Увы, но он их будет не дополнять, а заменять. Книги нынче дешевы, занимают много места (в отличие от электронных носителей) и падают в цене во всех смыслах. А ведь книга - это и опыт, и знания, и инструмент для развития логики, воображения, даже самой личности человека. И уж совсем не стоит забывать христианам, что Библия не только переводится как «Книга», но и по своей сути является целой «библиотекой», содержащей множество отдельных книг, повествующей о взаимоотношениях человека и Бога. Разве может обойтись без нее и монах, и мирянин, и священник?

Но, как я уже говорил, особенно печалит и пугает состояние библиотек православных. Они изменились кардинально. И – увы! – нет уверенности, что изменились они в лучшую сторону. Во-первых, ответьте сами себе честно: сколько вы знаете библиотек при монастырях и крупных соборах? А ведь раньше это были поистине ВЕЛИКИЕ библиотеки, в которые заглянуть почитали за честь величайшие умы человечества, не только с вопросами религиозного порядка, но и исторического, технического, географического… А, во-вторых, без труда можно представить себе, что хранится в современных библиотеках. И если аскетизм соборных и монастырских библиотек немного печалит, то личные библиотеки мирян, наоборот, пугают своей неразборчивостью и «всеядностью», если они вообще есть. И вот о том, что хранилось в библиотеках ранее, как влияло это на воспитание и просвещение христиан (и особенно монашества) мы теперь и поговорим.

 Практически все библиотеки античности находились при храмах. Это было совсем не удивительно: исторически именно священнослужители со времен первых цивилизаций были носителями и распространителями знаний и образования. В христианстве первые библиотеки появились одновременно с первыми монастырями и 
общинами. Более того: практически одновременно с этим появилась цензура – первый список запрещенных к чтению книг датируется 325 г. И вот тут нас ждет огромный стыд и упрек. Несмотря на строгий отбор и цензуру, древние монастырские библиотеки по своему многообразию многократно превосходили современные. Вдумайтесь: книги стоили дороже, благочестие было выше, цензура строже, а знания, хранимые в них – несоизмеримо обширнее! В так называемых «скрипториях» монастырей трудились умельцы квалификации и дарований исключительных: каллиграфы, художники и иконописцы, переплетчики и пр. Стоила их работа денег немалых, но и каждая книга была произведением искусства. К примеру, в Европе XVI в. библиотеки насчитывали до полутора тысяч книг. В эпоху Возрождения интерес к этим библиотекам был столь велик, что некоторые, самые ценные книги и папирусы (особенно древнегреческих авторов) приходилось приковывать к читальным столам цепями. Разумеется, по мере возрастания содержимого библиотек стали появляться их описи и каталоги (сохранившиеся до наших дней и дающие представление об уровне образованности христиан того времени). Это широкое образование позволяло в первые века проповедовать и нести свет христианства всему миру, как народам, отставшим в своем образовании, так и весьма искусным в знаниях. Мы стали забывать, сколь высочайшее образование имели такие гиганты мысли как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Никакое современное «высшее» образование не сравнится с их знаниями. Не в этом ли таится причина нашего сегодняшнего косноязычия в проповеди Евангелия? Они изучали логику, риторику, алгебру, геометрию, философию разных направлений, историю, обычаи разных стран и многое, многое другое, читали труды Сократа, Платона, Аристотеля, что немало помогало как в проповедях, так и в создании образа христианина как человека высокообразованного, умного, талантливого. Способны ли мы нынче переубедить язычника? Объяснить доходчиво нашу правоту представителю другой конфессии? Заинтересовать Чудом христианства человека от него далекого? Вспомните горячие слова святителя Николая Японского о том, что мы совершенно перестали исполнять одну из важнейших заповедей Спасителя: «Шедше, научите вся языки» – как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь – моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы – собака на сене! Не могиде коснуться Православия – «свято оно»! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 г.). А в веке двадцать первом мы уже одичали настолько, что наш голос слышен куда тише даже на родине, чем громкие голоса ислама, атеизма и даже оккультистов. Как же было тысячу лет назад, когда христианство светоносно разливалось по стране, вызывая восхищение и зажигая сердца?

 Богослужебные книги появились на Руси одновременно с принятием христианства. Естественно, что их первыми хранилищами стали храмы и монастыри. Когда князь Владимир воздвиг величественную Десятинную церковь в Киеве, он наполнил ее не только иконами и священными сосудами, 

1 - 1 из 4
Начало | Пред. |  1  2  3  4  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  10031
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс