ПРАВОСЛАВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКОВ НА БАЛКАНАХ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 
Дата публикации: 30.01.2021
Автор: Наталья Ложкина
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Страницы Истории
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

ра в это время уже испытывала сильное влияние идей возрожденного исихазма. Настенная роспись, выполненная в 1335-1350 гг. в монастыре Высоки Дечаны во время правле- ния царя Душана, когда Сербия достигла наивыс- шего расцвета и могущества, включает огромное количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе – 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: святого Николая, в память о чудесном исцелении короля Стефана, и свято- го Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Храм Христа Пантократора является самым большим сохранившимся памятником средневековой мо- нументальной живописи в Сербии. Ктиторами монастыря были король Стефан III и царь Душан. Монастырь был ос- нован королем Стефаном Дечанским в 1327 году, как «задужбина», то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют. Грамота об основании датирована 1330 го- дом. В 1331 году король Стефан, по преданию, был убит сыном и был похоронен в стенах мона- стыря, который с того времени превратился в место паломни- чества. Тело благочестивого короля семь лет оно пролежало в земле. А когда открыли гроб- ницу Стефана, обрели его мощи нетленными и благоуханными. Действительно, эпитет «де- чанский» говорит о короле как основателе монастыря. Стро- ительство было продолжено его сыном Стефаном Душаном вплоть до 1335 года, а роспись стен была завершена только к 1350 году. Воспитанный при константинопольском дворе, царь Стефан Душан высоко це- нил византийскую образован- ность, став правителем Сербии, он начал перестраивать ее по византийскому образцу, заим- ствуя из Византии внешние формы общественного и госу- дарственного быта: при дворе был введен византийский це- ремониал, начали использовать византийские титулы (царский двор был устроен в соответ- ствии с византиским стилем: элита получила характерные для Византии титулы – деспот, севастократор; высшие государственные долж- ности стали именоваться на греческий лад. По византийским канонам оформлялись также до- кументы царской канцелярии (простагмы, хрисо- вулы). Сам Душан признавал за византийским импе- ратором главенство — хотя бы теоретическое; так, в том же 1346 году на переговорах с представи- телями монастырей Афона он дал согласие на то, что его имя будет поминаться в молитвах лишь после имени императора Византии. Д.Д. Обо- ленский отмечает, что «за несколько месяцев до своего венчания на царство он (Стефан Душан)… ния в рамках Содружества по отношению к его главе, византийскому Императору». Греческий язык в это время становится официальным од- новременно с сербским и сам царь Душан писал свои грамоты на греческом языке и подписывал- ся по-гречески. Осознавая, какую смертельную угрозу несли христианскому миру турки, он предложил ев- ропейским монархам сформировать широкую коалицию против них. Такую коалицию мог воз- главить только сам царь Душан, и поэтому он по- требовал от папы Иннокентия VI именовать его «капитаном христиан». Но папе хотелось видеть во главе христианского войска не православного государя, а венгерского короля, который, в свою очередь, не имел намерений открыто противосто- ять туркам, и коалиция не состоялась. Византия в это время была ослаблена политически, поэто- му Стефан Душан, короновавшись в 1331 году, стремился к цели чтобы ослабленную Византию заместить сильным сербо-греческим царством (Душан распространяет свою территорию, так что вскоре сербская держава расширилась от Дуная до Ко- ринфского залива и от Адриатиче- ского до Эгейского моря). Известно, что Душан (Силь- ный) оказывал по- кровительство мо- настырям Святой Горы, когда в конце 1347 — начале 1348 года царская семья жила на Афоне, где царь встречался со святителем Гри- горием Паламой. Это был самый благоприятный пе- риод для сербской обители Хиландар, когда вся Святая Гора входила в состав Сербского Царства. Сам царь прожил в Хиландаре около че- тырех месяцев, укрепил все вла- дения монастыря хрисовулами и даровал ему многие земли в Македонии. Душан поднял Хи- ландар на самой высокий уро- вень за всю его средневековую историю. Специальным указом король Душан сохранил за афонскими монастырями все их вла- дения и привилегии. В царствование Душана в Сербии в XIV веке интенсивно распространялось исихастское движение. С падением Константинополя в 1453 году и окончательной гибелью империи ромеев не за- кончилась история византийского влияния на культуру стран Византийского Содружества. Многие традиции православной культуры и ос- новные составляющие сознания византийцев продолжали жить в монашеской православной стране на Святой Горе Афон. В последние века своего существования Византия получила со Свя той Горы немало крупных мыслителей и талант- ливых творцов своей культуры. После падения Византии многие деятели византийской культу- ры нашли прибежище в афонских монастырях и множестве скитов и келий Святой Горы и от- крыли новую страницу византийской культуры. Воздействие византийской культуры было столь значительным, что продолжилось и после паде- ния империи. «Византия после Византии» (рум. Bizanţ după Bizanţ; фр. Byzance après Byzance) — книга известного румынского историка Николае Йорги, написанная в 1935 году. В ней Йорга рас- сматривает имперское влияние Византии на по- литическое, социальное, культурное и интеллек- туальное развитие Дунайских княжеств Валахии и Молдавии. В книге также присутствует анализ последствий падения Византии для европейской цивилизации, наследие и преемственность визан- тийской культуры. Спа- саясь от турок, византий- ские ученые, художники, ремесленники переселя- лись в другие страны, по возможности увозя с ро- дины древние рукописи и иконы. Святая Гора еще многие столетия питала духовно все православ- ные народы и питает до сих пор. Особое значение имел Афон для тех стран, которые оказались под ту- рецким игом. Православ- ные греки, македонцы, сербы, болгары видели в Афоне символ грядущего освобождения от власти иноверцев, получали со Святой Горы все необхо- димое для поддержания христианского благоче- стия в тяжелых условиях иноземного гнета — священнослужителей, книги, иконы, духовных учителей, книжных и иконных мастеров. На Афон посылали эти народы и своих лучших сынов для усвоения православного зна- ния, истинной веры, культуры.
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  917
Дата публикации: 30.01.2021
Автор: Наталья Ложкина
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Страницы Истории
Возврат к списку