|
Памяти героев Первой мировой войны
English
Дата публикации: 10.05.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема: Страницы Истории
10 Май 2019
11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Среди страшных памятных дат этого года (расстрел царской семьи, начало красного террора 1918, сталинские репрессии 1938), эта дата вспоминается не так часто. Первая мировая война безо всякого преувеличения перевернула мир: рухнули монархии не скольких стран, казавшиеся незыблемыми в течение столетий, на алтарь политических амбиций были принесены миллионы человеческих жизней, впервые за всю историю человечества | применены столь страшные орудия массового уничтожения, какие не могли до этого привидеться и в страшном сне, карта мира была перекроена, раны демографии и экономики мир лечил еще много лет, а последствия этой войны разъедали мир еще долгие десятилетия. И хотя Россия, в результате большевистского переворота вышла из войны раньше, именно эта война перевернула жизнь империи как революцией, так и реваншистскими амбициями гитлеровской Германии сороковых годов… |
Но оставив причины, ход и последствия этой войны трудам историков, я хотел бы рассказать о малоизвестном, но весьма важном историче ском факте пой далекой поры, который удалось обнаружить в результате восстановления исто рии собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В истории Санкт-Петербурга не было упоми- наний о усыпальнице погибших на полях Первой мировой войны героев Измайловского полка. По вполне понятным причинам эта информация в советский период не поднималась, а история уничтожения усыпальницы и вовсе была засе- кречена. Пришлось обращаться к десяткам спе- циалистов и поднять немало документов, чтобы установить не только историю этой усыпальни- цы павших героев, но и их имена. Работа заняла около двух лет, и вот теперь, в преддверии даты окончания Первой мировой войны, мы имеем возможность назвать имена этих людей и рас- крыть одну из тайн собора, о которой богоборцы начала ХХ века предпочитали молчать… Но, для начала несколько слов о воинских за- хоронениях. Практически во всех культурах, странах и на- родностях было особое отношение к погребению людей, бывших важной частью общества. Ког- да какой-то народ терял своих героев, мудрых вождей, философов или умельцев, то это была потеря не только для их семейств, но и для все- го общества в целом. У христиан день смерти воспринимался как день, когда их брат ушел ко Господу, в жизнь вечную. Печаль родственников и любивших ушедшего не могла затмить понима- ния того, что человек ушел в мир куда более спра- ведливый и прекрасный. Но и память о нем на земле они так же старались сохранить не только из уважения и любви, но и в память и назидание потомкам. Человеческое тело - жилище души, созданной по образу Самого Творца, и если есть такая возможность, то об «одежде души» следует позаботиться. Разумеется, традиции погребения менялись и переосмыслялись в течении всего христианства. Первые погребения христиан были продолжени- ем древнееврейских традиций и обрядов. Но во времена первых веков гонений тела умерших или убитых за веру приходилось хоронить тайно, что- бы без опаски совершить обряды и богослуже- ние. Переосмысливалась сама суть отношения к смерти. Место скорби и отчаяния занимали вера в неизбежную встречу после разлуки, надежда Воскрешения, победа над смертью... Весьма рано пошла традиция хоронить ря- дом с местом проведения обрядов, словно бы показывая, что брат во Христе не умер навеки, а по-прежнему находится среди любящих его, ибо, как справедливо замечено: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Сначала – возле мест богослужения в ка- такомбах и уединенных местах, позже – перенося их тела на христианские кладбища и возле хра- мов. В России начало этой традиции положил равноапостольный князь Владимир, перенеся в Десятинную церковь мощи своей бабушки, рав- | ноапостольной княгини Ольги. Князь Ярослав перенес в церковь мощи святых Бориса и Глеба. Про мощи святых, находящиеся в каждом пра- вославном храме, и говорить не приходится… Петропавловская крепость стала усыпальницей династии Романовых, а некрополь Архангель- ского собора Московского Кремля включает в себя 56 погребений русских князей и царевичей. Тема воинских мемориалов уходит корнями в глубокую древность. По самой сути христиан- ского учения, смертоубийство – грех смертный. Христианин может взять в руки оружие, лишь защищаясь и защищая, (и то, по рекомендации Василия Великого, после этого его ждет трехлет- нее покаяние). Но даже Силы Небесные были вынуждены вставать против сил зла. А оставить свою страну, жен и детей, храмы и могилы отцов - практически означает соучастие во зле. Всем из- вестен девиз, ведущий русскую армию: «За Веру, царя и Отечество!», а самих защитников русской земли называли Христолюбивым воинством. Нельзя забывать, что жизнь полков была отличной от быта обывателей. Жили они обо- соблено, в полковых слободах, чем-то похожих на современные военные городки. Офицеры, солдаты, их семьи напоминали одну большую семью, со своими традициями, бытом, даже не- которой «общежительностью», которая ближе к монастырским традициям, чем к мирским. Об- щая церковь, общие службы, школы для детей, общие праздники и беды. Вся жизнь – на виду… Все службы и требы были бесплатными (поэтому о полковых храмах заботились офицеры и шефы полков – иных доходов в храмах практически не было). Священники крестили солдатских детей, венчали солдат с их невестами, ходили с полками в походы, окормляя, обучая и молясь за них, при горькой необходимости – причащали и отпева- ли. Сами солдаты были друг у друга и крестны- ми, и свидетелями на торжествах. В большинстве полков существовала традиция: в бою ставили вперед опытных солдат, отводя молодежь в без- опасные ряды. И не ради красного словца назы- вали они друг друга «братушками»: они и были братьями - по оружию, по доблести, по судьбе… И как в каждой семье они чтили своих павших братьев. С XIX в. воинские храмы вместили в себя ог- ромное количество функций. Прежде всего это был «Дом Молитвы». Но при нем существовали и библиотеки, и музеи (полки хранили свои зна- мена, без преувеличения считавшиеся святыней, в самом сердце воинского подразделения – пол- ковом храме), священники обучали солдатских детей, опекали дома для престарелых и бедству- ющих, а так же, по факту, храмы являлись па- мятниками воинской славы и пантеоном павших героев. На стенах большинства храмов висели мраморные доски с именами павших в сражени- ях солдат. Имена павших воинов вписывались в Синодик для вечного поминовения и помина- лись в годовщину битв. Что же касается воинских захоронений при церквах, то традиция эта началась с древнейших времен. Ярослав Мудрый воздвиг собор Свя- | той Софии на месте битвы с печенегами, святой князь Андрей Боголюбский построил в 1165 г. знаменитый храм Покрова на Нерли в память по- беды над волжскими булгарами и в честь погиб- шего в той битве сына Изяслава. Дмитрий Дон- ской после победы в Куликовской битве воздвиг в память о погибших воинах во имя Всех Святых «на Кулишках» в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Старом Симонове), (к слову сказать, поминовение погибших на Ку- ликовом поле стало повсеместным на Руси, и сейчас мы помним о нем под названием Дмитри- евской родительской субботы). В память о раз- громе Казанского ханства и взятии Казани Иван Грозный возвел собор Покрова Пресвятой Бого- родицы «на Рву» (известный в народе как собор Василия Блаженного), а всего через два дня по- сле битвы царь отдал приказ со всевозможными почестями похоронить павших в общей могиле и возвести рядом с ней монастырь во имя Успе- ния Пресвятой Богородицы, где должны были вечно поминать павших в бою и молиться за них. Освобождение Москвы от поляков и окончание Смутного времени увековечено строительством церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мед- ведково. Пётр I воздвиг Сампониевскую церковь в честь победы над шведами в Полтавской бит- ве (там впервые появились мемориальные доски с именами героев и росписи, напоминающие о ключевых моментах сражения). Мощи Ильи Че- ботка, которого ассоциируют с былинным Иль- ёй Муромцем, до сего дня покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Для увековечивания в веках памяти об Отечественной войне 1812 года Александр II приказал воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя, там так же были разме- щены памятные доски с основными событиями войны и именами погибших. А в память о Крым- ской войне Александр II возвел в Севастополе два храма (один из них знаменитейший Влади- мирский собор, более известный как «Храм ад- миралов», ибо там покоятся тела легендарных русских моряков: Истомина, Нахимова, Лазаре- ва. В память о погибших во время русско-япон- |
ской войны моряках был построен в Петербурге храм во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая, более известный как «Спас- на-водах». Разумеется, и все полковые храмы (Семеновского, Преображенского, Измайловско- го и пр. полков), несли в себе ту же функцию и ту же идею: у Бога все живы, и во время молитвы плечом к плечу стоят и живые и ушедшие, ибо они все - христиане… Перечень этих храмов мож- но перечислять очень долго, история каждого из них красочна и по-своему уникальна. Есть они и за рубежом, и, по счастью, традиция продолжает- ся в наши дни. После трагической для России русско-япон- ской войны 1905 г. император Николай II начал весьма важную и обширную кампанию по воз- рождению полковых традиций в русской армии. Были созданы полковые музеи, вернулись неко- торые элементы парадной формы, полковые исто- рики трудились в архивах, восстанавливая давно забытые имена и сражения. Среди прочего было принято решение о построении при полковых церквях воинских усыпальниц. Начало Первой мировой войны затрудняло быстрое выполнение этого приказа, но наиболее привилегированные полки и богатые соборы все же смогли устроить склепы, несмотря на все сложности. Приходи- лось выбирать место, проводить конкурсы ар- хитекторов, тратить немалые деньги, (изыскать которые в условиях войны было не так просто). Например, в Мирониевской церкви Егерского полка, по проекту архитектора Е.Н. Грушевского склеп был закончен уже в 1914 г. (разумеется, все полки предполагали по окончании войны улуч- шить их мрамором, росписью и атрибутикой). Свое упокоение там находили офицеры, убитые на фронте, чьи тела привозили в Петроград и чьи родственники не возражали против захоронения в храме. При каждом захоронении в полковых церквях и соборах проходили торжественно-тра- урные богослужения. Революционные события помешали осуще- ствить задуманное до конца, и даже более того: тела героев войны были выброшены из склепов, а там устраивались склады и подсобные помеще- ния (впрочем, чаще большевики предпочитали церкви просто взрывать или перестраивать под клубы). С усыпальницей Измайловского собора во- обще не было никакой ясности: то ли успели ее закончить, то ли нет. Документы подобного рода, как правило, не публиковались в советское вре- мя. Измайловскому собору пришлось восстанав- ливать эту историю буквально с чистого листа. В подвалах были найдены чудом сохранивши- еся крышки от каменных гробниц. Некоторые старожилы припоминали, как видели (а некото- рые даже принимали участие) извлечение тел из склепа. В архивах сохранились лишь косвенные упоминания об этом событии. Тогда было при- нято решение провести полномасштабное иссле- дование по восстановлению как истории самого склепа, так и имен захороненных в нем офицеров, их судеб и подвигов. Учитывая приближающу- юся дату: столетие окончания Первой мировой войны (11 ноября 1918 г.) мы старались закон- чить работу к этому сроку, дабы, восстановив имена, почтить память тех, кто когда-то сражался на фронтах за свое Отечество. Было пересмотрено в архивах и биографи- ях огромное количество документов, проведены консультации с самыми компетентными в этой области историками, с большим трудом, но все же получены воспоминания выживших в мясо- рубках Первой мировой войны и революции и уехавших за рубеж офицеров. И мы все же смогли восстановить события тех далеких дней. Уцелевшие офицеры Измайловского полка | издавали за границей два «самиздатовских жур- нала», с воспоминаниями и публикациями тех архивов, которые им удалось сохранить: «Измай- ловский досуг» и «Измайловская старина». Наи- более интересным для нас в данном случае оказа- лась «Измайловская старина». Полковник Измайловского полка Алексей Яковлевич Бретцель (1884-1940), живший в эмиграции в Египте, в Александрии (выходец из древнего и богатого рода, дворянин, блистатель- ный офицер Лейб-гвардии, герой войны, вынуж- ден был добывать себе пропитание тяжким тру- дом на заводе), сумел выделять время и силы на восстановление полковой истории, выпустив око- ло 30 тетрадей «Измайловской старины», крайне ограниченным тиражом: 20-25 экземпляров. (К сожалению, воспоминания были опубликованы на бумаге невысокого качества и отпечатаны на старенькой печатной машинке, шрифт выцвел, и многие страницы просто нечитаемы, а проводить анализ различных экземпляров, восстанавливая единый текст, в данное время невозможно: боль- шинство тетрадей пропало, а стоимость сохра- нившихся тетрадей у антикваров доходит до мил- лиона рублей за штуку). Посреди всевозможных, крайне интерес- ных историй, встречаются небольшие отрывки историй, касающихся усыпальницы Измайлов- ского полка. Упоминается следующий случай. Постройку склепа изначально предполагалось устроить в западном приделе собора, в огромных подвалах под полковым музеем (в Измайловском соборе был великолепный музей славы Измай- ловского полка, практически полностью унич- тоженный большевиками). Но при начале работ были повреждены сваи (фундамент), и собор начал давать трещины. Об этом инциденте было срочно доложено Николаю II. Император на сле- дующий же день выделил немалую сумму для устранения неполадок и прислал бригаду опыт- ных рабочих для ликвидации аварии. Обустройство склепа пришлось переносить в подвальное помещение под северный придел (придел Иоанна Воина). Был проведен конкурс архитекторов, и в Академии художеств до сих пор хранится один из проектов (на мой скром- ный взгляд, изумительнейший - с памятником в самом приделе и продуманно устроенной усы- пальницей). Но на каком проекте остановились измайловцы, неясно. Известно лишь, что из ал- таря спускался вниз ход для священников, окан- чивающийся за алтарем в нижней части собора, для прихожан был сделан отдельный вход (также из придела Иоанна Воина). Перед алтарем в ниж- нем зале было довольно большое пространство (соответствующее приделу наверху), а слева от алтаря, вглубь залов и комнат расставлены ка- менные гробницы с телами погибших офицеров. Усыпальница должна была быть богато украше- на (скорее всего, как в других воинских храмах - мрамором, художественной росписью и висев- шими на стенах табличками с именами героев Измайловского полка разных эпох). Интересный факт: уже было получено согла- сие командира полка и настоятеля собора, что расписывать усыпальницу будет вольноопреде- ляющийся Измайловского полка, молодой да- ровитый художник и иконописец Кузьма Пет- ров-Водкин (да-да, тот самый, что впоследствии напишет знаменитое «Купание красного коня»). К тому времени Петров-Водкин уже написал не- сколько картин из жизни полка, ряд портретов офицеров и несколько икон. Успел ли он закон- чить роспись иконостаса и стен – увы! –пока не- известно… В 20-е годы, когда на недолгий срок храм был захвачен «обновленцами», склеп был уничтожен чекистами. Тела офицеров погрузили на подво- | ды и перевезли на Митрофаньевское кладбище, зарыв в общей могиле. Мы обратились за помо- щью и в «Митрофаньевский союз», также вос- станавливающий историю этого уничтоженного кладбища, и получили от них много полезной информации, но место захоронения офицеров, к сожалению, им не известно. Зато удалось восста- новить самое важное: имена, фамилии, судьбы и даже несколько фотографий офицеров, которые были погребены в склепе Измайловского собо- ра. Теперь они вновь будут внесены в церковные книги для вечного поминовения. Еще один небольшой штрих, говорящий о том, какая психология, мышление и мировоззрение были у коммунистических «строителей светлого будущего». Многим известен этот страшный при- каз Ленина: «1 мая 1919 г. № 13666/2. Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э. УКАЗАНИЕ В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно бы- стрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюци- онеров и саботажников, расстреливать бес- пощадно и повсеместно. И как можно боль- ше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председа- тель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ле- нин)». И расстреливали, и закрывали и превраща- ли в склады, овощебазы, клубы. Из монастырей делали тюрьмы и психлечебницы. Это факты, которые не смогут опровергнуть современные защитники коммунизма. Склеп под Измайлов- ским собором (в те годы все еще действующим храмом!) был превращен в склад картошки... для НКВД. В метрических книгах Измайловского собо- ра записи о погребении в склепе выглядят сле- дующим образом: «1916-1917 гг. Метрическая книга церкви Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измай- ловского полка. 7 декабря 1916 года умер, а 24 декабря погребен подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка Николай Васильевич Бонч-Осмоловский. Причина смерти - от пуле- вой раны в голову. Тело отпето на войне, а по- гребено в склепе под полковым собором». (Родился он в Большой Коломне в семье юриста Военно-окружного суда, в православ- ной семье, в 01.10.1915 г. из пажей переведен в гвардейский Измайловский полк. На 7 декаб- ря 1916 г. Николаю Бонч-Осмоловскому было всего 19 лет…) Мы не можем перечислить здесь всех героев и их заслуги: формат статьи не позволяет сде- лать это. Но в архиве Измайловского собора те- перь восстановлена и эта часть истории. Если же у кого-то из наших читателей имеется ин- формация по склепу Измайловского полка, мы будем признательны, если вы сообщите нам о ней. Среди погребенных в склепе был и генерал- лейтенант Александр Николаевич Порецкий, и множество офицеров, имевших самые высокие ордена за боевые заслуги. Все они были отверг- нуты большевиками, но не Богом и не потом- ками. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 31-32) |
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |
1
|
След. | Конец
| По стр.
Количество показов :
6216
Дата публикации:
10.05.2019
Автор:
Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска:
2018
Из газеты:
Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема:
Страницы Истории
Возврат к списку
Нам Важно ваше мнение ФОРУМ
| |