Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Памяти героев Первой мировой войны

English
Дата публикации: 10.05.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема: Страницы Истории
10 Май 2019
11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Среди страшных памятных дат этого года (расстрел царской се­мьи, начало красного террора 1918, сталинские репрессии 1938), эта дата вспоминается не так часто. Первая мировая война безо всякого преувеличения перевернула мир: рухнули монархии не­ скольких стран, казавшиеся незыблемыми в течение столетий, на алтарь политических амбиций были принесены миллионы че­ловеческих жизней, впервые за всю историю человечества  при­менены столь страшные орудия массового уничтожения, какие не могли до этого привидеться и в страшном сне, карта мира была перекроена, раны демографии и экономики мир лечил еще много лет, а последствия этой войны разъедали мир еще долгие десяти­летия. И хотя Россия, в результате большевистского переворота вышла из войны раньше, именно эта война перевернула жизнь империи как революцией, так и реваншистскими амбициями гит­леровской Германии сороковых годов…
.победа
Но оставив причины, ход и последствия этой войны трудам историков, я хотел бы рассказать о малоизвестном, но весьма важном историче­ ском факте пой далекой поры, который удалось обнаружить в результате восстановления исто­ рии собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В истории Санкт-Петербурга не было упоми- наний о усыпальнице погибших на полях Первой мировой войны героев Измайловского полка. По вполне понятным причинам эта информация в советский период не поднималась, а история уничтожения усыпальницы и вовсе была засе- кречена. Пришлось обращаться к десяткам спе- циалистов и поднять немало документов, чтобы установить не только историю этой усыпальни- цы павших героев, но и их имена. Работа заняла около двух лет, и вот теперь, в преддверии даты окончания Первой мировой войны, мы имеем возможность назвать имена этих людей и рас- крыть одну из тайн собора, о которой богоборцы начала ХХ века предпочитали молчать… Но, для начала несколько слов о воинских за- хоронениях. Практически во всех культурах, странах и на- родностях было особое отношение к погребению людей, бывших важной частью общества. Ког- да какой-то народ терял своих героев, мудрых вождей, философов или умельцев, то это была потеря не только для их семейств, но и для все- го общества в целом. У христиан день смерти воспринимался как день, когда их брат ушел ко Господу, в жизнь вечную. Печаль родственников и любивших ушедшего не могла затмить понима- ния того, что человек ушел в мир куда более спра- ведливый и прекрасный. Но и память о нем на земле они так же старались сохранить не только из уважения и любви, но и в память и назидание потомкам. Человеческое тело - жилище души, созданной по образу Самого Творца, и если есть такая возможность, то об «одежде души» следует позаботиться. Разумеется, традиции погребения менялись и переосмыслялись в течении всего христианства. Первые погребения христиан были продолжени- ем древнееврейских традиций и обрядов. Но во времена первых веков гонений тела умерших или убитых за веру приходилось хоронить тайно, что- бы без опаски совершить обряды и богослуже- ние. Переосмысливалась сама суть отношения к смерти. Место скорби и отчаяния занимали вера в неизбежную встречу после разлуки, надежда Воскрешения, победа над смертью... Весьма рано пошла традиция хоронить ря- дом с местом проведения обрядов, словно бы показывая, что брат во Христе не умер навеки, а по-прежнему находится среди любящих его, ибо, как справедливо замечено: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Сначала – возле мест богослужения в ка- такомбах и уединенных местах, позже – перенося их тела на христианские кладбища и возле хра- мов. В России начало этой традиции положил равноапостольный князь Владимир, перенеся в Десятинную церковь мощи своей бабушки, рав- ноапостольной княгини Ольги. Князь Ярослав перенес в церковь мощи святых Бориса и Глеба. Про мощи святых, находящиеся в каждом пра- вославном храме, и говорить не приходится… Петропавловская крепость стала усыпальницей династии Романовых, а некрополь Архангель- ского собора Московского Кремля включает в себя 56 погребений русских князей и царевичей. Тема воинских мемориалов уходит корнями в глубокую древность. По самой сути христиан- ского учения, смертоубийство – грех смертный. Христианин может взять в руки оружие, лишь защищаясь и защищая, (и то, по рекомендации Василия Великого, после этого его ждет трехлет- нее покаяние). Но даже Силы Небесные были вынуждены вставать против сил зла. А оставить свою страну, жен и детей, храмы и могилы отцов - практически означает соучастие во зле. Всем из- вестен девиз, ведущий русскую армию: «За Веру, царя и Отечество!», а самих защитников русской земли называли Христолюбивым воинством. Нельзя забывать, что жизнь полков была отличной от быта обывателей. Жили они обо- соблено, в полковых слободах, чем-то похожих на современные военные городки. Офицеры, солдаты, их семьи напоминали одну большую семью, со своими традициями, бытом, даже не- которой «общежительностью», которая ближе к монастырским традициям, чем к мирским. Об- щая церковь, общие службы, школы для детей, общие праздники и беды. Вся жизнь – на виду… Все службы и требы были бесплатными (поэтому о полковых храмах заботились офицеры и шефы полков – иных доходов в храмах практически не было). Священники крестили солдатских детей, венчали солдат с их невестами, ходили с полками в походы, окормляя, обучая и молясь за них, при горькой необходимости – причащали и отпева- ли. Сами солдаты были друг у друга и крестны- ми, и свидетелями на торжествах. В большинстве полков существовала традиция: в бою ставили вперед опытных солдат, отводя молодежь в без- опасные ряды. И не ради красного словца назы- вали они друг друга «братушками»: они и были братьями - по оружию, по доблести, по судьбе… И как в каждой семье они чтили своих павших братьев. С XIX в. воинские храмы вместили в себя ог- ромное количество функций. Прежде всего это был «Дом Молитвы». Но при нем существовали и библиотеки, и музеи (полки хранили свои зна- мена, без преувеличения считавшиеся святыней, в самом сердце воинского подразделения – пол- ковом храме), священники обучали солдатских детей, опекали дома для престарелых и бедству- ющих, а так же, по факту, храмы являлись па- мятниками воинской славы и пантеоном павших героев. На стенах большинства храмов висели мраморные доски с именами павших в сражени- ях солдат. Имена павших воинов вписывались в Синодик для вечного поминовения и помина- лись в годовщину битв. Что же касается воинских захоронений при церквах, то традиция эта началась с древнейших времен. Ярослав Мудрый воздвиг собор Свя- той Софии на месте битвы с печенегами, святой князь Андрей Боголюбский построил в 1165 г. знаменитый храм Покрова на Нерли в память по- беды над волжскими булгарами и в честь погиб- шего в той битве сына Изяслава. Дмитрий Дон- ской после победы в Куликовской битве воздвиг в память о погибших воинах во имя Всех Святых «на Кулишках» в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Старом Симонове), (к слову сказать, поминовение погибших на Ку- ликовом поле стало повсеместным на Руси, и сейчас мы помним о нем под названием Дмитри- евской родительской субботы). В память о раз- громе Казанского ханства и взятии Казани Иван Грозный возвел собор Покрова Пресвятой Бого- родицы «на Рву» (известный в народе как собор Василия Блаженного), а всего через два дня по- сле битвы царь отдал приказ со всевозможными почестями похоронить павших в общей могиле и возвести рядом с ней монастырь во имя Успе- ния Пресвятой Богородицы, где должны были вечно поминать павших в бою и молиться за них. Освобождение Москвы от поляков и окончание Смутного времени увековечено строительством церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мед- ведково. Пётр I воздвиг Сампониевскую церковь в честь победы над шведами в Полтавской бит- ве (там впервые появились мемориальные доски с именами героев и росписи, напоминающие о ключевых моментах сражения). Мощи Ильи Че- ботка, которого ассоциируют с былинным Иль- ёй Муромцем, до сего дня покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Для увековечивания в веках памяти об Отечественной войне 1812 года Александр II приказал воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя, там так же были разме- щены памятные доски с основными событиями войны и именами погибших. А в память о Крым- ской войне Александр II возвел в Севастополе два храма (один из них знаменитейший Влади- мирский собор, более известный как «Храм ад- миралов», ибо там покоятся тела легендарных русских моряков: Истомина, Нахимова, Лазаре- ва. В память о погибших во время русско-япон-


ской войны моряках был построен в Петербурге храм во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая, более известный как «Спас- на-водах». Разумеется, и все полковые храмы (Семеновского, Преображенского, Измайловско- го и пр. полков), несли в себе ту же функцию и ту же идею: у Бога все живы, и во время молитвы плечом к плечу стоят и живые и ушедшие, ибо они все - христиане… Перечень этих храмов мож- но перечислять очень долго, история каждого из них красочна и по-своему уникальна. Есть они и за рубежом, и, по счастью, традиция продолжает- ся в наши дни. После трагической для России русско-япон- ской войны 1905 г. император Николай II начал весьма важную и обширную кампанию по воз- рождению полковых традиций в русской армии. Были созданы полковые музеи, вернулись неко- торые элементы парадной формы, полковые исто- рики трудились в архивах, восстанавливая давно забытые имена и сражения. Среди прочего было принято решение о построении при полковых церквях воинских усыпальниц. Начало Первой мировой войны затрудняло быстрое выполнение этого приказа, но наиболее привилегированные полки и богатые соборы все же смогли устроить склепы, несмотря на все сложности. Приходи- лось выбирать место, проводить конкурсы ар- хитекторов, тратить немалые деньги, (изыскать которые в условиях войны было не так просто). Например, в Мирониевской церкви Егерского полка, по проекту архитектора Е.Н. Грушевского склеп был закончен уже в 1914 г. (разумеется, все полки предполагали по окончании войны улуч- шить их мрамором, росписью и атрибутикой). Свое упокоение там находили офицеры, убитые на фронте, чьи тела привозили в Петроград и чьи родственники не возражали против захоронения в храме. При каждом захоронении в полковых церквях и соборах проходили торжественно-тра- урные богослужения. Революционные события помешали осуще- ствить задуманное до конца, и даже более того: тела героев войны были выброшены из склепов, а там устраивались склады и подсобные помеще- ния (впрочем, чаще большевики предпочитали церкви просто взрывать или перестраивать под клубы). С усыпальницей Измайловского собора во- обще не было никакой ясности: то ли успели ее закончить, то ли нет. Документы подобного рода, как правило, не публиковались в советское вре- мя. Измайловскому собору пришлось восстанав- ливать эту историю буквально с чистого листа. В подвалах были найдены чудом сохранивши- еся крышки от каменных гробниц. Некоторые старожилы припоминали, как видели (а некото- рые даже принимали участие) извлечение тел из склепа. В архивах сохранились лишь косвенные упоминания об этом событии. Тогда было при- нято решение провести полномасштабное иссле- дование по восстановлению как истории самого склепа, так и имен захороненных в нем офицеров, их судеб и подвигов. Учитывая приближающу- юся дату: столетие окончания Первой мировой войны (11 ноября 1918 г.) мы старались закон- чить работу к этому сроку, дабы, восстановив имена, почтить память тех, кто когда-то сражался на фронтах за свое Отечество. Было пересмотрено в архивах и биографи- ях огромное количество документов, проведены консультации с самыми компетентными в этой области историками, с большим трудом, но все же получены воспоминания выживших в мясо- рубках Первой мировой войны и революции и уехавших за рубеж офицеров. И мы все же смогли восстановить события тех далеких дней. Уцелевшие офицеры Измайловского полка издавали за границей два «самиздатовских жур- нала», с воспоминаниями и публикациями тех архивов, которые им удалось сохранить: «Измай- ловский досуг» и «Измайловская старина». Наи- более интересным для нас в данном случае оказа- лась «Измайловская старина». Полковник Измайловского полка Алексей Яковлевич Бретцель (1884-1940), живший в эмиграции в Египте, в Александрии (выходец из древнего и богатого рода, дворянин, блистатель- ный офицер Лейб-гвардии, герой войны, вынуж- ден был добывать себе пропитание тяжким тру- дом на заводе), сумел выделять время и силы на восстановление полковой истории, выпустив око- ло 30 тетрадей «Измайловской старины», крайне ограниченным тиражом: 20-25 экземпляров. (К сожалению, воспоминания были опубликованы на бумаге невысокого качества и отпечатаны на старенькой печатной машинке, шрифт выцвел, и многие страницы просто нечитаемы, а проводить анализ различных экземпляров, восстанавливая единый текст, в данное время невозможно: боль- шинство тетрадей пропало, а стоимость сохра- нившихся тетрадей у антикваров доходит до мил- лиона рублей за штуку). Посреди всевозможных, крайне интерес- ных историй, встречаются небольшие отрывки историй, касающихся усыпальницы Измайлов- ского полка. Упоминается следующий случай. Постройку склепа изначально предполагалось устроить в западном приделе собора, в огромных подвалах под полковым музеем (в Измайловском соборе был великолепный музей славы Измай- ловского полка, практически полностью унич- тоженный большевиками). Но при начале работ были повреждены сваи (фундамент), и собор начал давать трещины. Об этом инциденте было срочно доложено Николаю II. Император на сле- дующий же день выделил немалую сумму для устранения неполадок и прислал бригаду опыт- ных рабочих для ликвидации аварии. Обустройство склепа пришлось переносить в подвальное помещение под северный придел (придел Иоанна Воина). Был проведен конкурс архитекторов, и в Академии художеств до сих пор хранится один из проектов (на мой скром- ный взгляд, изумительнейший - с памятником в самом приделе и продуманно устроенной усы- пальницей). Но на каком проекте остановились измайловцы, неясно. Известно лишь, что из ал- таря спускался вниз ход для священников, окан- чивающийся за алтарем в нижней части собора, для прихожан был сделан отдельный вход (также из придела Иоанна Воина). Перед алтарем в ниж- нем зале было довольно большое пространство (соответствующее приделу наверху), а слева от алтаря, вглубь залов и комнат расставлены ка- менные гробницы с телами погибших офицеров. Усыпальница должна была быть богато украше- на (скорее всего, как в других воинских храмах - мрамором, художественной росписью и висев- шими на стенах табличками с именами героев Измайловского полка разных эпох). Интересный факт: уже было получено согла- сие командира полка и настоятеля собора, что расписывать усыпальницу будет вольноопреде- ляющийся Измайловского полка, молодой да- ровитый художник и иконописец Кузьма Пет- ров-Водкин (да-да, тот самый, что впоследствии напишет знаменитое «Купание красного коня»). К тому времени Петров-Водкин уже написал не- сколько картин из жизни полка, ряд портретов офицеров и несколько икон. Успел ли он закон- чить роспись иконостаса и стен – увы! –пока не- известно… В 20-е годы, когда на недолгий срок храм был захвачен «обновленцами», склеп был уничтожен чекистами. Тела офицеров погрузили на подво- ды и перевезли на Митрофаньевское кладбище, зарыв в общей могиле. Мы обратились за помо- щью и в «Митрофаньевский союз», также вос- станавливающий историю этого уничтоженного кладбища, и получили от них много полезной информации, но место захоронения офицеров, к сожалению, им не известно. Зато удалось восста- новить самое важное: имена, фамилии, судьбы и даже несколько фотографий офицеров, которые были погребены в склепе Измайловского собо- ра. Теперь они вновь будут внесены в церковные книги для вечного поминовения. Еще один небольшой штрих, говорящий о том, какая психология, мышление и мировоззрение были у коммунистических «строителей светлого будущего». Многим известен этот страшный при- каз Ленина: «1 мая 1919 г. № 13666/2. Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э. УКАЗАНИЕ В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно бы- стрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюци- онеров и саботажников, расстреливать бес- пощадно и повсеместно. И как можно боль- ше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председа- тель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ле- нин)». И расстреливали, и закрывали и превраща- ли в склады, овощебазы, клубы. Из монастырей делали тюрьмы и психлечебницы. Это факты, которые не смогут опровергнуть современные защитники коммунизма. Склеп под Измайлов- ским собором (в те годы все еще действующим храмом!) был превращен в склад картошки... для НКВД. В метрических книгах Измайловского собо- ра записи о погребении в склепе выглядят сле- дующим образом: «1916-1917 гг. Метрическая книга церкви Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измай- ловского полка. 7 декабря 1916 года умер, а 24 декабря погребен подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка Николай Васильевич Бонч-Осмоловский. Причина смерти - от пуле- вой раны в голову. Тело отпето на войне, а по- гребено в склепе под полковым собором». (Родился он в Большой Коломне в семье юриста Военно-окружного суда, в православ- ной семье, в 01.10.1915 г. из пажей переведен в гвардейский Измайловский полк. На 7 декаб- ря 1916 г. Николаю Бонч-Осмоловскому было всего 19 лет…) Мы не можем перечислить здесь всех героев и их заслуги: формат статьи не позволяет сде- лать это. Но в архиве Измайловского собора те- перь восстановлена и эта часть истории. Если же у кого-то из наших читателей имеется ин- формация по склепу Измайловского полка, мы будем признательны, если вы сообщите нам о ней. Среди погребенных в склепе был и генерал- лейтенант Александр Николаевич Порецкий, и множество офицеров, имевших самые высокие ордена за боевые заслуги. Все они были отверг- нуты большевиками, но не Богом и не потом- ками. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 31-32)
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  6216
Дата публикации: 10.05.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ