|
Памяти героев Первой мировой войны
English
Дата публикации: 10.05.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема: Страницы Истории
10 Май 2019
11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Среди страшных памятных дат этого года (расстрел царской семьи, начало красного террора 1918, сталинские репрессии 1938), эта дата вспоминается не так часто. Первая мировая война безо всякого преувеличения перевернула мир: рухнули монархии не скольких стран, казавшиеся незыблемыми в течение столетий, на алтарь политических амбиций были принесены миллионы человеческих жизней, впервые за всю историю человечества | применены столь страшные орудия массового уничтожения, какие не могли до этого привидеться и в страшном сне, карта мира была перекроена, раны демографии и экономики мир лечил еще много лет, а последствия этой войны разъедали мир еще долгие десятилетия. И хотя Россия, в результате большевистского переворота вышла из войны раньше, именно эта война перевернула жизнь империи как революцией, так и реваншистскими амбициями гитлеровской Германии сороковых годов… |
Но оставив причины, ход и последствия этой войны трудам историков, я хотел бы рассказать о малоизвестном, но весьма важном историче ском факте пой далекой поры, который удалось обнаружить в результате восстановления исто рии собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В истории Санкт-Петербурга не было упоми- наний о усыпальнице погибших на полях Первой мировой войны героев Измайловского полка. По вполне понятным причинам эта информация в советский период не поднималась, а история уничтожения усыпальницы и вовсе была засе- кречена. Пришлось обращаться к десяткам спе- циалистов и поднять немало документов, чтобы установить не только историю этой усыпальни- цы павших героев, но и их имена. Работа заняла около двух лет, и вот теперь, в преддверии даты окончания Первой мировой войны, мы имеем возможность назвать имена этих людей и рас- крыть одну из тайн собора, о которой богоборцы начала ХХ века предпочитали молчать… Но, для начала несколько слов о воинских за- хоронениях. Практически во всех культурах, странах и на- родностях было особое отношение к погребению людей, бывших важной частью общества. Ког- да какой-то народ терял своих героев, мудрых вождей, философов или умельцев, то это была потеря не только для их семейств, но и для все- го общества в целом. У христиан день смерти воспринимался как день, когда их брат ушел ко Господу, в жизнь вечную. Печаль родственников и любивших ушедшего не могла затмить понима- ния того, что человек ушел в мир куда более спра- ведливый и прекрасный. Но и память о нем на земле они так же старались сохранить не только из уважения и любви, но и в память и назидание потомкам. Человеческое тело - жилище души, созданной по образу Самого Творца, и если есть такая возможность, то об «одежде души» следует позаботиться. Разумеется, традиции погребения менялись и переосмыслялись в течении всего христианства. Первые погребения христиан были продолжени- ем древнееврейских традиций и обрядов. Но во времена первых веков гонений тела умерших или убитых за веру приходилось хоронить тайно, что- бы без опаски совершить обряды и богослуже- ние. Переосмысливалась сама суть отношения к смерти. Место скорби и отчаяния занимали вера в неизбежную встречу после разлуки, надежда Воскрешения, победа над смертью... Весьма рано пошла традиция хоронить ря- дом с местом проведения обрядов, словно бы показывая, что брат во Христе не умер навеки, а по-прежнему находится среди любящих его, ибо, как справедливо замечено: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Сначала – возле мест богослужения в ка- такомбах и уединенных местах, позже – перенося их тела на христианские кладбища и возле хра- мов. В России начало этой традиции положил равноапостольный князь Владимир, перенеся в Десятинную церковь мощи своей бабушки, рав- | ноапостольной княгини Ольги. Князь Ярослав перенес в церковь мощи святых Бориса и Глеба. Про мощи святых, находящиеся в каждом пра- вославном храме, и говорить не приходится… Петропавловская крепость стала усыпальницей династии Романовых, а некрополь Архангель- ского собора Московского Кремля включает в себя 56 погребений русских князей и царевичей. Тема воинских мемориалов уходит корнями в глубокую древность. По самой сути христиан- ского учения, смертоубийство – грех смертный. Христианин может взять в руки оружие, лишь защищаясь и защищая, (и то, по рекомендации Василия Великого, после этого его ждет трехлет- нее покаяние). Но даже Силы Небесные были вынуждены вставать против сил зла. А оставить свою страну, жен и детей, храмы и могилы отцов - практически означает соучастие во зле. Всем из- вестен девиз, ведущий русскую армию: «За Веру, царя и Отечество!», а самих защитников русской земли называли Христолюбивым воинством. Нельзя забывать, что жизнь полков была отличной от быта обывателей. Жили они обо- соблено, в полковых слободах, чем-то похожих на современные военные городки. Офицеры, солдаты, их семьи напоминали одну большую семью, со своими традициями, бытом, даже не- которой «общежительностью», которая ближе к монастырским традициям, чем к мирским. Об- щая церковь, общие службы, школы для детей, общие праздники и беды. Вся жизнь – на виду… Все службы и требы были бесплатными (поэтому о полковых храмах заботились офицеры и шефы полков – иных доходов в храмах практически не было). Священники крестили солдатских детей, венчали солдат с их невестами, ходили с полками в походы, окормляя, обучая и молясь за них, при горькой необходимости – причащали и отпева- ли. Сами солдаты были друг у друга и крестны- ми, и свидетелями на торжествах. В большинстве полков существовала традиция: в бою ставили вперед опытных солдат, отводя молодежь в без- опасные ряды. И не ради красного словца назы- вали они друг друга «братушками»: они и были братьями - по оружию, по доблести, по судьбе… И как в каждой семье они чтили своих павших братьев. С XIX в. воинские храмы вместили в себя ог- ромное количество функций. Прежде всего это был «Дом Молитвы». Но при нем существовали и библиотеки, и музеи (полки хранили свои зна- мена, без преувеличения считавшиеся святыней, в самом сердце воинского подразделения – пол- ковом храме), священники обучали солдатских детей, опекали дома для престарелых и бедству- ющих, а так же, по факту, храмы являлись па- мятниками воинской славы и пантеоном павших героев. На стенах большинства храмов висели мраморные доски с именами павших в сражени- ях солдат. Имена павших воинов вписывались в Синодик для вечного поминовения и помина- лись в годовщину битв. Что же касается воинских захоронений при церквах, то традиция эта началась с древнейших времен. Ярослав Мудрый воздвиг собор Свя- | той Софии на месте битвы с печенегами, святой князь Андрей Боголюбский построил в 1165 г. знаменитый храм Покрова на Нерли в память по- беды над волжскими булгарами и в честь погиб- шего в той битве сына Изяслава. Дмитрий Дон- ской после победы в Куликовской битве воздвиг в память о погибших воинах во имя Всех Святых «на Кулишках» в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Старом Симонове), (к слову сказать, поминовение погибших на Ку- ликовом поле стало повсеместным на Руси, и сейчас мы помним о нем под названием Дмитри- евской родительской субботы). В память о раз- громе Казанского ханства и взятии Казани Иван Грозный возвел собор Покрова Пресвятой Бого- родицы «на Рву» (известный в народе как собор Василия Блаженного), а всего через два дня по- сле битвы царь отдал приказ со всевозможными почестями похоронить павших в общей могиле и возвести рядом с ней монастырь во имя Успе- ния Пресвятой Богородицы, где должны были вечно поминать павших в бою и молиться за них. Освобождение Москвы от поляков и окончание Смутного времени увековечено строительством церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мед- ведково. Пётр I воздвиг Сампониевскую церковь в честь победы над шведами в Полтавской бит- ве (там впервые появились мемориальные доски с именами героев и росписи, напоминающие о ключевых моментах сражения). Мощи Ильи Че- ботка, которого ассоциируют с былинным Иль- ёй Муромцем, до сего дня покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Для увековечивания в веках памяти об Отечественной войне 1812 года Александр II приказал воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя, там так же были разме- щены памятные доски с основными событиями войны и именами погибших. А в память о Крым- ской войне Александр II возвел в Севастополе два храма (один из них знаменитейший Влади- мирский собор, более известный как «Храм ад- миралов», ибо там покоятся тела легендарных русских моряков: Истомина, Нахимова, Лазаре- ва. В память о погибших во время русско-япон- |
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |
1
2
|
След. |
Конец
| Все
Количество показов :
6095
Дата публикации:
10.05.2019
Автор:
Дмитрий Леонтьев, начальник канцелярии собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, член Союза писателей России
Год выпуска:
2018
Из газеты:
Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема:
Страницы Истории
Возврат к списку
Нам Важно ваше мнение ФОРУМ
| |