Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Памяти героев Первой мировой войны

 
Дата публикации: 10.05.2019
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема статьи: Страницы Истории
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Среди страшных памятных дат этого года (расстрел царской се­мьи, начало красного террора 1918, сталинские репрессии 1938), эта дата вспоминается не так часто. Первая мировая война безо всякого преувеличения перевернула мир: рухнули монархии не­ скольких стран, казавшиеся незыблемыми в течение столетий, на алтарь политических амбиций были принесены миллионы че­ловеческих жизней, впервые за всю историю человечества  при­менены столь страшные орудия массового уничтожения, какие не могли до этого привидеться и в страшном сне, карта мира была перекроена, раны демографии и экономики мир лечил еще много лет, а последствия этой войны разъедали мир еще долгие десяти­летия. И хотя Россия, в результате большевистского переворота вышла из войны раньше, именно эта война перевернула жизнь империи как революцией, так и реваншистскими амбициями гит­леровской Германии сороковых годов…
.победа
Но оставив причины, ход и последствия этой войны трудам историков, я хотел бы рассказать о малоизвестном, но весьма важном историче­ ском факте пой далекой поры, который удалось обнаружить в результате восстановления исто­ рии собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В истории Санкт-Петербурга не было упоми- наний о усыпальнице погибших на полях Первой мировой войны героев Измайловского полка. По вполне понятным причинам эта информация в советский период не поднималась, а история уничтожения усыпальницы и вовсе была засе- кречена. Пришлось обращаться к десяткам спе- циалистов и поднять немало документов, чтобы установить не только историю этой усыпальни- цы павших героев, но и их имена. Работа заняла около двух лет, и вот теперь, в преддверии даты окончания Первой мировой войны, мы имеем возможность назвать имена этих людей и рас- крыть одну из тайн собора, о которой богоборцы начала ХХ века предпочитали молчать… Но, для начала несколько слов о воинских за- хоронениях. Практически во всех культурах, странах и на- родностях было особое отношение к погребению людей, бывших важной частью общества. Ког- да какой-то народ терял своих героев, мудрых вождей, философов или умельцев, то это была потеря не только для их семейств, но и для все- го общества в целом. У христиан день смерти воспринимался как день, когда их брат ушел ко Господу, в жизнь вечную. Печаль родственников и любивших ушедшего не могла затмить понима- ния того, что человек ушел в мир куда более спра- ведливый и прекрасный. Но и память о нем на земле они так же старались сохранить не только из уважения и любви, но и в память и назидание потомкам. Человеческое тело - жилище души, созданной по образу Самого Творца, и если есть такая возможность, то об «одежде души» следует позаботиться. Разумеется, традиции погребения менялись и переосмыслялись в течении всего христианства. Первые погребения христиан были продолжени- ем древнееврейских традиций и обрядов. Но во времена первых веков гонений тела умерших или убитых за веру приходилось хоронить тайно, что- бы без опаски совершить обряды и богослуже- ние. Переосмысливалась сама суть отношения к смерти. Место скорби и отчаяния занимали вера в неизбежную встречу после разлуки, надежда Воскрешения, победа над смертью... Весьма рано пошла традиция хоронить ря- дом с местом проведения обрядов, словно бы показывая, что брат во Христе не умер навеки, а по-прежнему находится среди любящих его, ибо, как справедливо замечено: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Сначала – возле мест богослужения в ка- такомбах и уединенных местах, позже – перенося их тела на христианские кладбища и возле хра- мов. В России начало этой традиции положил равноапостольный князь Владимир, перенеся в Десятинную церковь мощи своей бабушки, рав- ноапостольной княгини Ольги. Князь Ярослав перенес в церковь мощи святых Бориса и Глеба. Про мощи святых, находящиеся в каждом пра- вославном храме, и говорить не приходится… Петропавловская крепость стала усыпальницей династии Романовых, а некрополь Архангель- ского собора Московского Кремля включает в себя 56 погребений русских князей и царевичей. Тема воинских мемориалов уходит корнями в глубокую древность. По самой сути христиан- ского учения, смертоубийство – грех смертный. Христианин может взять в руки оружие, лишь защищаясь и защищая, (и то, по рекомендации Василия Великого, после этого его ждет трехлет- нее покаяние). Но даже Силы Небесные были вынуждены вставать против сил зла. А оставить свою страну, жен и детей, храмы и могилы отцов - практически означает соучастие во зле. Всем из- вестен девиз, ведущий русскую армию: «За Веру, царя и Отечество!», а самих защитников русской земли называли Христолюбивым воинством. Нельзя забывать, что жизнь полков была отличной от быта обывателей. Жили они обо- соблено, в полковых слободах, чем-то похожих на современные военные городки. Офицеры, солдаты, их семьи напоминали одну большую семью, со своими традициями, бытом, даже не- которой «общежительностью», которая ближе к монастырским традициям, чем к мирским. Об- щая церковь, общие службы, школы для детей, общие праздники и беды. Вся жизнь – на виду… Все службы и требы были бесплатными (поэтому о полковых храмах заботились офицеры и шефы полков – иных доходов в храмах практически не было). Священники крестили солдатских детей, венчали солдат с их невестами, ходили с полками в походы, окормляя, обучая и молясь за них, при горькой необходимости – причащали и отпева- ли. Сами солдаты были друг у друга и крестны- ми, и свидетелями на торжествах. В большинстве полков существовала традиция: в бою ставили вперед опытных солдат, отводя молодежь в без- опасные ряды. И не ради красного словца назы- вали они друг друга «братушками»: они и были братьями - по оружию, по доблести, по судьбе… И как в каждой семье они чтили своих павших братьев. С XIX в. воинские храмы вместили в себя ог- ромное количество функций. Прежде всего это был «Дом Молитвы». Но при нем существовали и библиотеки, и музеи (полки хранили свои зна- мена, без преувеличения считавшиеся святыней, в самом сердце воинского подразделения – пол- ковом храме), священники обучали солдатских детей, опекали дома для престарелых и бедству- ющих, а так же, по факту, храмы являлись па- мятниками воинской славы и пантеоном павших героев. На стенах большинства храмов висели мраморные доски с именами павших в сражени- ях солдат. Имена павших воинов вписывались в Синодик для вечного поминовения и помина- лись в годовщину битв. Что же касается воинских захоронений при церквах, то традиция эта началась с древнейших времен. Ярослав Мудрый воздвиг собор Свя- той Софии на месте битвы с печенегами, святой князь Андрей Боголюбский построил в 1165 г. знаменитый храм Покрова на Нерли в память по- беды над волжскими булгарами и в честь погиб- шего в той битве сына Изяслава. Дмитрий Дон- ской после победы в Куликовской битве воздвиг в память о погибших воинах во имя Всех Святых «на Кулишках» в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Старом Симонове), (к слову сказать, поминовение погибших на Ку- ликовом поле стало повсеместным на Руси, и сейчас мы помним о нем под названием Дмитри- евской родительской субботы). В память о раз- громе Казанского ханства и взятии Казани Иван Грозный возвел собор Покрова Пресвятой Бого- родицы «на Рву» (известный в народе как собор Василия Блаженного), а всего через два дня по- сле битвы царь отдал приказ со всевозможными почестями похоронить павших в общей могиле и возвести рядом с ней монастырь во имя Успе- ния Пресвятой Богородицы, где должны были вечно поминать павших в бою и молиться за них. Освобождение Москвы от поляков и окончание Смутного времени увековечено строительством церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мед- ведково. Пётр I воздвиг Сампониевскую церковь в честь победы над шведами в Полтавской бит- ве (там впервые появились мемориальные доски с именами героев и росписи, напоминающие о ключевых моментах сражения). Мощи Ильи Че- ботка, которого ассоциируют с былинным Иль- ёй Муромцем, до сего дня покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Для увековечивания в веках памяти об Отечественной войне 1812 года Александр II приказал воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя, там так же были разме- щены памятные доски с основными событиями войны и именами погибших. А в память о Крым- ской войне Александр II возвел в Севастополе два храма (один из них знаменитейший Влади- мирский собор, более известный как «Храм ад- миралов», ибо там покоятся тела легендарных русских моряков: Истомина, Нахимова, Лазаре- ва. В память о погибших во время русско-япон-

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  351
Дата публикации: 10.05.2019
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №9-10 2018 г.
Тема статьи: Страницы Истории
Возврат к списку