«Гражданин Высшего Иерусалима»: жизнь и смерть историка Б.А. Тураева

English
Дата публикации: 06.02.2021
Автор: Евгения Аброськина
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема: Жизненный путь
6 Февраль 2021
«Иерусалима Вышняго граждане от земли
нашей возсиявших к Богу во всяком чине и
всяким подвигом угодивших,
придите воспоем вернии:
о всеблаженнии земли Русской заступницы,
молитеся ко Господу,
да помилует сию от гнева Своего,
исцеляя сокрушение ея,
и верных людей Своих утешит».
Тропарь из Последования молебного пения
об Отечестве (чин совершаемый мирянином).
Автор: Б.А. Тураев

Борис Александрович Тураев (1868–1920) известен в научном мире как отец российской школы египтологии, автор крупнейшего труда «История древнего Востока», профессор Петербургского университета, чье опытное научное руководство подарило миру целую плеяду историков-древнистов: Н.Д. Флиттнер, В.В. Стру- ве, И.М. Волков, В.К. Ши- лейко и др. В круг его интересов входила не только история Древнего Египта и Абиссинии (нынешняя Эфиопия), но и история Православной Церкви. Его ученик В.В. Струве сказал о нем: «Действительно, если как филолог, в области египтологии и абиссиноведения Б. А. Тураев входил в число крупнейших специалистов этих дисциплин, то как историк древнего Востока он не знал себе равного ни у нас, ни за рубежом. Монументальные «истории» создаются и сейчас, но над ними работают целые научные институты, а подчас — международные коллективы ученых. Этот факт нас тем более должен поразить, что «Историю древнего Востока» Б. А. Тураев создал один, или, говоря словами одной древнеегипетской сказки, «имея спутником только собственное сердце». Недооценить научный вклад Тураева сложно: анализу его трудов посвящены многие исследования (О.В. Томашевич, Т.А. Бутякова, М.Н. Вербовский и др.). Для нас наибольшую ценность представляет деятельность Тураева как христианина: в православной среде он был известен не только как историк, но и как литургист и агиолог, он был автором службы преподобно- мученику Афанасию Брестскому (составил ее, будучи еще гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Как пишет протоиерей Николай (Балашов): «По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), [Тураев] “святой человек, знавший богослужение лучше духовенства”». Он также был членом Императорского Православного Палестинского Общества, автором тропаря автора тропаря «Иерусалима вышняго гражданы, от земли нашея возсиявшие…».

Борис Александрович родился 24 июля 1868 года в дворянской семье в г. Новогрудок Минской губернии. Окончил Виленскую гимназию, успевая в основном по интересовавшим его истории, географии и Закону Божию. Изучая курс Священной истории, Тураев заинтересовался самой древностью. Была о его детстве и другая
легенда, которую приводит О.В. Томашевич: маленького мальчика бабушка повела в Берлинский музей, и там он увидел египетские памятники, что и повлияло на его интерес. Важно отметить, что при Вильневской публичной библиотеке был Музей древностей, в собрание которого входила и небольшая египетская коллекция, которая также могла заинтересовать маленького Тураева. По окончании гимназии Борис Александрович едет в Петербург: поступать на Историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Именно здесь он встречает одного из главных своих учителей - Оскара Эдуардовича фон Лемма. В 1887 году Лемм впервые открыл на факультете восточных языков Петербургского университета курс египтологии, а его перу принадлежат две первые учебные хрестоматии иероглифических текстов и публикации коптских рукописей. Именно Лемм увлек Тураева интересом к религии древнего Египта, о которой позднее он напишет в своей магистерской диссертации «Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры». В течение двух лет Тураев стажировался в Германии. Изданный в Лейпциге «Бог Тот», материалы к которому собирались за границей, был опубликован на русском языке, что не раз отмечалось друзьями и коллегами как потеря для мировой славы автора. Крупные египтологи и его учителя, Г. Масперо и А. Гардинер, предлагали Б. А. Тураеву опубликовать его работы, если он переведет их на европейские языки. Но для Бориса Александровича было важным развивать историю древнего Востока в России. Он неоднократно с прискорбием писал: «Следует признать, что для поднятия интереса к великим культурам древности у нас не делалось почти ничего. В то время, как англичане, французы, а за ними немцы, итальянцы и американцы не останавливались ни пред какими затратами сил, энергии и материальных средств для археологического исследования стран, где создались древнейшие человеческие цивилизации, [...] в то время, как западные и заатлантические музеи наполнялись памятниками Египта и Передней Азии, давая материал ученым и образовательные средства для общества, когда и правительства и частные организации поняли важность изучения Востока и всячески ему содействовали, а обширная научная и популярная литература шла навстречу как этим начинаниям, так и вызванному ими интересу общества, у нас, ближе всех лежащих к Востоку и территориально, и исторически, и культурно, об изучении Востока, особенно древнего, думали меньше всего — не было ни кафедр, ни оригинальной литературы, а потому долгое время не замечалось интереса к этой области знаний».

С 1896 года Тураев начинает преподавать в Санкт-Петербургском университете. В этот период им были созданы наиболее значительные произведения в области эфиопистики, поднявшие эту отрасль востоковедения, по словам А.Б. Давидсона, на новый качественный уровень. Ученик Тураева, академик И.Ю. Крачковский, писал, что «Тураев прежде всего был историком древнего Востока, глубоко и систематически интересующимся историей средневекового христианского Востока; поэтому в статьях на первом плане у него выдвинута история, в частности история абиссинской Церкви». Занимаясь историей древних африканских цивилизаций, Тураев не мог обойти своим вниманием Эфиопию – страну с очень сложной и древней христианской традицией.

Первым крупным трудом Б.А. Тураева в области церковной истории Эфиопии стал изданный в 1897 году «Часослов эфиопской церкви», который содержал в себе критический разбор эфиопских церковных книг с текстами молитв. Ту- раев называл его «первым опытом исправления

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  7573
Дата публикации: 06.02.2021
Автор: Евгения Аброськина
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема: Жизненный путь
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс