Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Монастыри. Библиотеки

English
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
29 Май 2020
но и изрядным количеством закупленных за границей книг. К слову: слово «библиотека» в Древней Руси практически не употреблялось, переводясь чаще как «книжные палаты», «книжный дом» и так далее.

 Ярослав Мудрый получил свое прозвище не из лести придворных: именно он взялся за образование страны с размахом и впечатляющей решительностью, пригласил огромное количество переписчиков для перевода греческих текстов и копирования книг на славянском языке. Хранение их определил он в церкви Святой Софии, положив тем самым основание первой русской библиотеки. (Произошло это около 1037 г., но, к великому нашему сожалению, библиотека полностью утрачена, не сохранилось даже ее каталога, хотя, судя по летописям, размеры ее были внушительны – сотни и сотни томов). Летописи доводят до нас явно преувеличенную цифру – «великие тысячи», но даже если основываться на исследованиях историка русской церкви Е. Голубинской, определявшей размен этой библиотеки в 500 томов, то все равно получается количество и богатство по тем временам фантастическое. До наших дней сохранился уникальнейший «Изборник» 1073 г., являвшийся по сути неким подобием энциклопедии, состоящей из 400 статей, составленных на основе как раз Софийской библиотеки Ярослава Мудрого (в него же входило и знаменитое «Слово о почитании книжном», явившееся первым призывом к образованию и пользе знаний). Сын Ярослава, Владимир, положил основание большой библиотеки при Софийском соборе в Великом Новгороде (именно эта библиотека сохранила до наших дней множество бесценных рукописей, включая Остроми- рово Евангелие и «Изборник» Святослава). К XII в. богатые книгохранилища были во всех крупных городах Руси. (Интересный факт: когда Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, он создал что-то вроде первого спецназа: несколько отрядов из отборных и наиболее умелых воинов сразу же захватили крупнейшие соборы и храмы города, не только выбив из них противника, но и не позволяя грабить и бесчинствовать своим воинам, тем самым сохранив и получив ценнейшие иконы и библиотеки, которые впоследствии князь перевез в Успенский собор Владимира). Естественным образом, основанным на доброй традиции и любознательности, чтение повсеместно считалось занятием душеполезным и люди образованные пользовались заслуженным уважением. А так как традиционно в этом лидировали священнослужители и монахи, то и отношение к ним было соответствующим. Лишь самые бедные монастыри не имели своей «книжной палаты», и это считалось большим недостатком. В обязательном порядке братия в определенные часы обязана была посещать «книго-хранительницы», а во время трапезы вслух читались как отрывки из Евангелия, так и жития святых.

При монастырских библиотеках существовали мастерские, с помощью которых пополнялось и разнообразилось ее содержимое. Большое количество книг дарилось жертвователями (а так как эти подарки составляли немалую ценность как в материальном, так и духовном смысле, имена дарителей вносились в отдельные списки). Имелись и списки книг, не рекомендованных к хранению и прочтению (Разумеется, преимущественно это касалось книг «еретических», искажающих Писание и Предание, а, например, в собрании Киево-Печерского монастыря можно было увидеть рукописи древнегреческих авторов, в описи иных монастырей мы встречаем книги, затрагивающие и законодательство, и географию, и историю… В одном только Волоколамском монастыре в XVI в. насчитывалось около 1200
томов совершенно разной тематики). К слову сказать, часто встречается в литературе описание известного случая, когда Пётр Первый, увидев за границей библиотеку из пары сотен книг, воскликнул: «Я и не знал, что столько книг в мире существует». Как вы сами понимаете, это грубейшая и беспардоннейшая ложь, нацеленная на искажение нашей истории. Пётр Первый был личностью, мягко говоря, для Церкви малоприятной, но уж сколько книг находится в монастырях и даже в Кремле – знал хорошо. Да, надо признать честно: в количестве и разнообразии книг Россия сильно отставала как от Запада, так и от просвещенной античности. (К примеру, при храме, входившем в комплекс Александрийской библиотеки, насчитывалось около 200 тысяч папирусов, более 700 тысяч единиц хранения находилось в ведении школ комплекса. Сколько там было всего книг, мы никогда не узнаем. Но памятен следующий факт: все прибывающие в Египет и имеющие при себе книги обязаны были сдать их в Александрийскую библиотеку для копирования. Причем обратно они получали копию, а подлинник оставался в библиотеке. Ватиканская библиотека была собранием по тем временам просто грандиозным (а сейчас одних только печатных книг там находится более полутора миллионов, и это не считая сотен тысяч папирусов и манускриптов – и это несмотря на то, что на протяжении веков она несколько раз подвергалась разорению и разграблению). Не отставали в книжной премудрости и мусульмане: широко известен исторический факт, что библиотеку великого визиря Персии (Х в.) перевозил целый караван верблюдов, а состояла она ни много ни мало из 117 тысяч расположенных в алфавитном порядке томов. Но в целом среднестатистический монастырь Запада и среднестатистический монастырь в России могли сравниться этими богатствами человеческого разума и духа. А первой в мире публичной библиотекой стала православная библиотека Константинополя, созданная императором Константином II. Там же появилась и первая опись имеющихся книг, созданная патриархом Фотием. Нельзя забывать о созданной в середине XVI в. Патриаршей библиотеке, которая пополнялась коллекциями немалыми (один только инок Арсений (Суха- нов), посланный в 1654 г. Патриархом Никоном в Грецию, привез оттуда порядка 500 ру- кописей. А всего на тот момент в библиотеке находилось более полутора тысяч книг, среди которых, согласно описи, числились и Платон, и Сократ, и Гомер, и множество других великих умов).

Историки подсчитали, что «книжный фонд» России только с Х до XIII вв. насчитывал в общей сложности до 140 тысяч томов. Что интересно, книжные собрания довольно успешно возрождались после разорительных набегов «соседей», татаро-монгольского ига, Смутного времени и т.д. (монастыри, сохранившие свои книги, давали их разоренным монастырям на перепись), но терпели наибольшее разорение от приказов царей и начальства. Книги изымал по всем монастырям и Пётр Первый, и Екатерина Великая, а сколько было их изъято и уничтожено во время раскола – исчислению не подлежит (На Западе огромную часть монастырских библиотек изъяли не монархи, а инквизиция. Разумеется, не все книги полезны, особенно для неокрепших умов. Но знать идеологию и приемы врагов Православия все же необходимо (по крайней мере проповедникам и философам Православия). Если всяческие секты и оккультисты будут проповедовать, а Церковь молчать – закончиться это может плохо…

Когда речь заходит о книгопечатании на Руси, обычно вспоминают Ивана Грозного, привлекшего к этому первопечатника Ивана Фёдорова, но почему-то «забывают» сообщить, что эта инициатива была заслугой митрополита Московского и вся Руси Макария. Он же был создателем удивительного и обьемнейшего труда, объединившего практически всю духовную литературу того времени в единый сборник – «Великие Четьи Минеи». Его реформы образования и грандиозные труды по просвещению средневековой России до сих пор еще ждут заслуженной похвалы от потомков.



Библиотеки моностыри

2 - 2 из 4
Начало |  Пред.  |  1  2  3  4  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  10201
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ