Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Память праведного с похвалами…

English
Дата публикации: 06.10.2019
Автор: Татьяна Ганф
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2018 г.
Тема: Страницы Истории
6 Октябрь 2019
На Никольском кладбище, южнее пруда, возвышается беломраморный крест, как и обелиск, увитый мраморными гирляндами. Когда-то утопавший в обширном цвет- нике, сейчас он почернел, окружен зияющими прова- лами в подиуме. А ведь здесь похоронен представитель священнической династии петербургской епархии.

Пётр Алексеевич Соловьёв (1825 – 1898) протоиерей, настоятель Покровской Коломенской церкви, казалось бы, должен войти на страницы истории не только епархии, но и Православной Церкви. По родословной росписи, составленной А.А. Бовкало, он и его брат Иоанн Алексеевич Соловьёв – пятое поколение священнослужителей, в основном служивших «в глубинке», в том числе в Лужском уезде Санкт-Петербургской епархии.

Пётр Алексеевич, скончавшийся на 74 году жизни, ровно 120 лет тому назад, похоронен вместе с дочерьми: женой священника Марией Любимовой и Надеждой (Юницкой). Рядом покоится и его супруга Елена Яковлевна.

 Семь лет (по окончании Петербургской семинарии в 1847 году) в составе Духовной миссии он трудился в Святой Земле, вместе с иеромонахом Феофаном (Говоровым), в будущем - Феофаном Затворником. Помимо скитаний по дальним весям, жарким пустыням и скальным монастырям, по возвращении в Петербург архимандрит Порфирий и его ученик Пётр Соловьёв более года напряженно трудились в стенах Александро-Невской Лавры, готовя публикации наработанного материала.

В отчетах Духовной миссии подробно изложены работы, выполненные «студентом» или «послушником» Петром Соловьёвым. Он усердно изучал арабский язык, сопровождая теорию практикой переводов коптских богослужебных книг, усваивал и новогреческий язык. Им были сделаны переводы из англиканского молитвослова. Изучал и французский язык для свободного общения с европейскими паломниками. При посещении горы Ефрем (местное название Офт, или Тайбе), архимандрит Порфирий из бесед с местными православными палестинцами узнал о явлении в этом месте про- рока Илии вдове и ее сыну. Показывали жители и руины старинного монастыря во имя Илии. Пётр Соловьёв сделал пространную выписку о воскрешении пророком умершего сына вдовы из старинной книги на местном наречии, принесенной жителями, которую перевел и литературно изложил на русском языке, сделав зарисовки холма и руин монастыря.

 Ценным оказался его художественный дар: зарисовки с натуры, копии икон египетских и сирийских православных церквей, чертежей и планов монастырей, развалин и фундаментов. Особенно - во время путешествий-паломничеств, совершенных как для отыскания интересных рукописей, так и для сбора устных преданий и расследования достоверности библейской географии Святой Земли. Ценными были зарисовки Соловьёвым иероглифических надписей в древних рукописях. Дар ваяния, открывшийся у
Петра, был употреблен для изготовления копий зданий, гробниц, рельефов. Фотоаппарата у Миссии еще не было, но все хо-телось запечатлеть.

Целый месяц был потрачен на писание Петром иконы Рождества Христова, копии Вифлеемской, для вновь сооружаемой в Санкт-Петербурге церкви на Козьем Болоте. (Церковь Воскресения Христова, называвшаяся в народе Мало-Коломенской Михаила Архангела, архитектор Н.Е. Ефимов).

В 1851 году для этой же Мало-коломенской церкви, где уже служил Николай Крылов, соученик Петра Соловьёва по семинарии и сотрудник по Миссии, он сделал план фасада и иконостасов Вифлеемской церкви и Воскресенского Иерусалимского храма.

Впоследствии в нижнем, подземном приделе Мало-Коломенской церкви по проекту архитектора С.В. Садовникова был создан придел Рождества Христова, повторявший Вифлеемский Вертеп. Николай Петрович Крылов некоторое время был в числе сотрудников архимандрита Порфирия в Святой Земле. По болезни он прервал свои археологические занятия, вернувшись в Петербург, где 3 ноября 1872 года стал священником приходской церкви на Козьем Болоте, приход которой состоял из 4 тысяч человек, проживавших в 105 ближайших домах.

Отъезд из Архангельского монастыря Палестины 7 мая 1854 года, где уже заканчивалась отделка комнат для Миссии, был стремительным из-за начавшейся и все более разгоравшейся войны между Россией и Турцией. Архив Миссии был опечатан и вывезен только благодаря участию великого князя Константина Николаевича, предоставившего архимандриту Порфирию российский пароход. Кстати, этот домик Миссии впоследствии назывался «Порфирьевским» и использовался для приема русских паломников.

 «Состоящие при нашей миссии иерусалимской студенты Пётр Соловьёв и Николай Крылов при отличном поведении и образе жизни… с отменным усердием исполняли возложенные на них обязанности и любезно обращались с иностранцами» – так оценил архимандрит Порфирий многолетние труды молодых людей в Святой Земле, и они получили благословение Святейшего Синода. В последние годы своей жизни, уже в сане епископа, Порфирий, встретив своего бывшего студента Петра, ставшего маститым священником, настоятелем Покровского храма в Коломне, вспомнил его усердие, его чистоту сердечную и радение о цели совместного труда. Встреча была радостной но, увы, последней.

В «Книге Бытия моего» 4 (том 8, стр. 506) престарелый епископ Порфирий так описал эту встречу: «7.06.1884 г. Пожаловал ко мне приехавший в Москву из Питера протоиерей Покровской церкви Пётр Алексеевич Соловьёв, который в 1847 году кончил учение в Петербургской семинарии, и тогда же был отправлен со мною в Иерусалим. Он уже сед и с нечетным числом зубов, но зато с наперсным крестом. Весьма приятно мне было видеть этого сослуживца своего при Святом Гробе Господнем и любимца, который хорошо рисовал мне все… а вел себя как праведник… 
Его искренняя, благоухающая расположенность ко мне тронула меня до глубины души». Эта «благоухающая» и искренняя расположенность и любовь к окружающим составляла профессиональный секрет любимого при жизни и забытого по смерти протоиерея Петра.

Под покровом равноапостольной Марии Магдалины 

Рекомендация архимандрита Порфирия спо- собствовала назначению Петра Соловьёва в 1855 году диаконом в церковь святой равноапостоль- ной Марии Магдалины на Малой Охте. Пётр Алексеевич получил место, взяв в жены дочь скончавшегося 16 мая 1855 диакона Я. Ф. Тро- ицкого, дав письменное обязательство содержать жену и ее мать – вдову Надежду Семёновну Тро- ицкую, до ее смерти, случившейся через 17 лет. Он был 7 июня 1855 года рукоположен во свя- щенники в той же церкви. Видно, Петру Алексеевичу было на роду напи- сано испытать больше, чем рядовому священни- ку выпадает в жизни. Церковь, расположенная на правом берегу величавой, но опасной Невы, была свидетелем многих трагедий. Священник Пётр, увидев 28 октября 1857 года тонущий пароход «Синав» и находившихся в опасности людей, ор- ганизовал их спасение и принял в нем участие, за что был награжден медалью. Кладбищенский храм святой Марии Магдали- ны на Малой Охте ныне исчез, как и кладбище. Именно в этом месте селились плотники, ико- нописцы, древоделы, привезшие с родины в но- востроящийся Петербург свои святыни, древние иконы. Особым почитанием пользовался образ святого Иосифа, покровителя древоделов. На- против церкви, на другой стороне Малоохтин- ского проспекта, стояла старинная Тихвинская часовня (1782 г.), другая отмечала место холер- ного кладбища, хранившего память об эпидемии 1831 года. Третья часовня – Никольская, по про- екту архитектора О.Л. Игнатовича, тоже похоро- ненного на Никольском кладбище у часовни бла- женного Татомира, была построена в 1903 году. У перевоза через Неву стоял каменный столб с иконой святого благоверного Великого кня- зя Александра Невского. Сюда шел многолюд- ный крестный ход в день Всемилостивого Спаса (Первый Спас), для освящения воды и перевоза. Все это исчезло, не оставив следа, кроме исполь- зованных для других целей обломков могильных плит и строительного мусора, образовавшегося при уничтожении храма, для подсыпки дорог. Можно предположить, что однажды спасший- ся от неминуемой опасности в Вифлееме через придел святого великомученика Георгия в Свя- той Земле, отец Пётр особо почитал этого свято- го и Георгиевский придел в храме святой Марии. Да и сама святая Мария для него означала мно- го больше, чем для его прихожан, не бывавших в Святой Земле. Очевидно, его воспоминания и рассказы, беседы с прихожанами легли в осно- ву его интересных, доходчивых научных статей, помещенных в христианских миссионерской на- правленности журналах, которых в ту пору было немало. Покров Божией Матери Неизвестно, что послужило поводом для пере- вода отца Петра 22 марта 1865 года в старинный Покровский храм в Коломне, заложенный еще в 1798 году, но достроенный и освященный толь- ко в канун Покрова в 1812 году. Его деятельная

преподавании в двух приютах (безвозмездно). Позже он стал 10-м настоятелем Покровской церкви, вплоть до своей кончины. Автор книги об этом храме, протоиерей Г.Д. Туренский, упоми- нает огромное значение труда отца Петра, ведше- го Церковную летопись СПб Покровской церкви. Эта бесценная рукопись содержала все сведения о текущей жизни прихода, дарах, инициативах, происшествиях и новых святынях, поступавших от дарителей. В годы настоятельства отца Петра в этой церкви любил служить митрополит Исидор, особенно – в день храмового праздника, совпа- давшего с его днем рождения. Петр Алексеевич не отказывался от самых бес- покойных и неблагодарных обязанностей, в том числе и участия в течение пятнадцати лет в реви- зионных комиссиях, контролировавших состо- яние дел в храмах и монастырях, иногда весьма запутанных и скандальных. Чрезвычайное событие произошло 29 декабря 1888 года, когда Покровский храм посетил ве- ликий князь Михаил Николаевич для участия в отпевании, панихиде и похоронах генерал-адми- рала, члена Военного Совета Ивана Сергеевича Лутковского. 9 марта 1898 года в Покровском храме отпевали еще одного знаменитого прихожанина, жившего 40 лет в доме 5 по Канонерской улице – адмирала Андрея Александровича Попова, кораблестрои- теля, создателя знаменитых «поповок». Он был настоящим «морским волком», ходил летом и зимой без головного убора. Он оговорил в заве- щании, чтобы его отпевали не в Адмиралтейском соборе, а в приходском храме на Покровской площади (ныне – пл. Тургенева). На отпевании присутствовали многие моряки, военные чины, государственные деятели, государь император, великие князья. В 1882 году храм украсили новыми бронзовы- ми паникадилами, самое тяжелое из них – 10 пу- дов. С 1890 года усердием настоятеля отца Петра и приходского совета готовили расширение церк- ви, не вмещавшей значительно увеличившийся приход. В 1896 году был построен трехэтажный дом прихода на Английском проспекте, д. 37. В 1898 году была открыта санатория для болящих детей на станции Сиверская с домашней Тихвин- ской церковью. 24 июня 1888 года церковь приняла дар от прихожанина, галичского купца Тестова Павла Михайловича, старосты церкви при Академии Художеств. Но бесценные подарки он сделал в Покровскую церковь: Феодоровскую икону в драгоценных ризах, образ святого преподобного Паисия Галичского и икону Овиновской Божией Матери – из Паисиевского костромского мона- стыря. Трудами настоятеля Петра Соловьёва был соо- ружен киот для наружной иконы Покрова, напи- санной А.А. Словцовым. Еще большее значение имело открытие при храме 11 ноября 1894 года 2-х классной церковно-приходской школы, отре- монтировали приют. В 1895 году, к тридцатилетию служения отца Петра в Коломенском храме, его наградили орде- ном святого Владимира III степени. Ранее он был награжден орденом святого Владимира IVстепе- ни(1884), святой Анны III степени (1873), святой Анны II степени (1877). Он получил все возмож- ные церковные награды: бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853-56 гг. и бронзовую медаль на Андреевской ленте (1859). Наперсный крест от Святого Сино- да, медаль за спасение погибающих и набедрен- ник (1858). Жаль, что не изданы проповеди отца Петра, которыми он славился. Недаром ему разрешали читать их и в других храмах и соборах. В 1887 году 12 проповедей прочитано им в Покровском храме, две – в Казанском соборе. Ему разрешено вести внебогослоужебные беседы в Покровском приюте. Преподавал (безвозмездно), вел катехи- заторские беседы с 1858 году. Так же безвозмезд- но совершал Богослужения по воскресениям и в дни четырехдесятницы в арестантских камерах Казанской части с 1868 по 1870 год. Отец Пётр состоял в комитете Александро-Невского дома призрения лиц духовного звания, в попечитель- стве о тюрьмах. Был членом комиссии по ревизии всех соборов и церквей столичных, катехизато- ром в Покровской и Малоколоменской церквях, производил проверку имущества в Новодеви- чьем монастыре (1872). Из рукописной летописи отца Петра можно проследить и за судьбами некоторых прихожан. В 1895 году коллежский ассессор Ипполит Ни- колаевич Петров принял монашеский постриг и поступил в Ардонскую обитель на Северном Кав- казе. Окончив духовную семинарию, стал духов- ником ее. Но годы брали свое, и, уйдя на покой, он вернулся на родную Покровку, найдя покой в (Прядильная улица, 33). Умер он в 1912 году в квартире отца Дмитрия Любимова. Еще одна потеря для прихода – кончина в июне 1898 года купца Гергия Карповича Кудрявцева. Настоятель записал в летопись: «Похоронили Георгия Карповича. По свойственной покойному скромности, никому не известно, сколько он сде- лал пожертвований в церковь – не одну тысячу рублей. Опекал и одевал призреваемых старушек и детей. Тело его 11 июня 1898 года перевезено было в нашу церковь, где и отпето после собор- ной Литургии и погребено на семейном кладби- ще – Митрофаньевском». Последняя запись в этой летописи – пророче- ская: «этот год самый печальный для приходско- го благотворительного общества и причта. В ко- роткое время скончалось восемь членов общества и прихожан-домовладельцев». Кончина в этом же году старца-молитвенника, настоятеля отца Петра, бывшего отцом для всех. Приход был бед- ным, церковь окружали лавки, торговавшие вся- ким хламом, кормившим бедняков-прихожан. И никто не разорял эти убогие прилавки, кормив- шие бедняков, не раздражался убогим видом про- давцов и покупателей. Кончина протоиерея Петра Алексеевича Со- ловьёва пришлась на попразднование Рождества Пресвятой Богородицы. 33 года молился отец Пётр Соловьёв под Покровом Божией Матери. А всего в духовном сане служил Богу 43 года. Могила отца Петра очень почитаема верую- щими, которые раньше мыли памятник, высажи- вали цветы. Но основание подиума разрушено, и глубокие ямы в семейный склеп окружают ве- ликолепный памятник, который может в любой момент провалиться. О палестинских трудах ба- тюшки Петра доброхотные попечительницы его могилы не догадываются. Знают, что, трудясь на одном из беднейших приходов столицы, он был внимателен ко всем – богатым и бедным. Никог- да не отказывал в совершении треб, посещал не- мощных и умирающих, даже если жилище стра- ждущего было в подвале или на чердаке. У его могилки и молятся, и плачут, и хлопочут в про- стоте душевной, не придавая никакого значения прижизненным его заслугам, орденам, получая то, что не купишь ни за какие деньги – молитвен- ную помощь.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  6967
Дата публикации: 06.10.2019
Автор: Татьяна Ганф
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2018 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ