Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Предтеча Крещения Руси

English
Дата публикации: 14.08.2018
Автор: Ольга Семёновна Хижняк, кандидат философских наук
Год выпуска: 2018
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры 5-6 (155-156) 2018
Тема: Страницы Истории
14 Август 2018
В 2019 году исполнится 1050 лет со дня преставления равноапостольной княгини российской Ольги память 11 / 24 июля
В приближении этой даты вспомним о той выдающейся роли в истории нашего Отечества, которую сыграла святая княгиня Ольга. Она была предтечей Крещения Руси, совершенного ее внуком равноапостольным князем Владимиром; заложила основы экономического обустройства русских земель, выстроила мирные дипломатические отношения с Византией. Все последующие правители династии Рюриковичей являются ее потомками, а среди них более ста пятидесяти канонизированных Русской Православной Церковью святых, послуживших укреплению русского государства, и среди них покровитель нашего города святой благоверный князь Александр Невский.

Самые первые сведения о жизни св. Ольги мы черпаем из Повести временных лет, составленной преподобным Нестором. Повесть временных лет не является хроникой, это летопись, составленная в начале XII века, примерно через 150 лет после жизни святой Ольги, а это значит – по сохранившимся устным преданиям, возможно, каким-то утраченным записям. Кроме того, первоначальный список Повести утрачен, до нас дошел список начала XIV века. Имеются и другие, более поздние источники – летописи древних русских городов. Несмотря на все это житие святой княгини Ольги содержит в себе немало загадок, на которые мы попытаемся найти ответ, опираясь на научные исследования.
 Имя первой христианской правительницы 

Руси Имя Ольга обычно связывают со скандинавским Хельга, считая, что это имя она приняла в замужестве за варяжским князем Игорем. Под именем Хельга она упоминается в византийских хрониках и на фреске Софийского собора в Киеве. Однако есть мнение, что ее имя происходит от славянского Вольга. Возможно, оба имени в произношении трансформировались в привычное нам звучание Ольга. Согласно Повести временных лет, отец будущей княгини был варяг; предполагают, что ее мать была славянкой. Об этом косвенно говорит имя Прекраса, которое она имела до замужества, а также тот факт, что ее сын и внук получили славянские имена – Святослав и Владимир.

Соединение двух начал – варяжского и славянского – имело продолжение в государственной деятельности княгини. Именно в период ее правления начался процесс смешения варяжской и славянской знати и образование единой системы управления.

На берегах реки Великой 

Красивая легенда о встрече Игоря и юной Ольги во время переправы на другой берег реки Великой в местности Выбуты на Псковской земле напоминает нам о том, что ее отец был начальником переправы, имевшей в то время стратегическое значение. Среди варягов в то время было немало христиан, и Ольга могла иметь хотя бы самые общие представления о новой для того времени вере, что, несомненно, помогло ей в дальнейшем выборе. После замужества молодая княгиня жила в Киеве. 
Что означала «месть» княгини Ольги древлянам 

Напомним, что князь Игорь с дружиной, собрав дань с древлян, по каким-то причинам решил вернуться к ним и получить дополнение к прежнему сбору, за что был убит. Далее начинаются странные для современного сознания события. Древлянский князь Мал посылает сватов к вдове убитого им Игоря. Согласно обычаям того времени, женившись на вдове, князь мог занять киевский престол. Нравственный аспект этой ситуации нет смысла оценивать: времена были жестокие, языческие, и подобные ситуации не были редкостью. Далее разыгрывается нечто, совершенно не укладывающееся в христианское понимание. По приказу княгини Ольги сватов убивают, и это можно осмыслить как месть. Но то, в какой форме осуществляется эта месть, вызывает вопросы уже не одно столетие. Первое посольство усаживают в ладью, несут на руках, а затем 

Убийство князя Игоря древлянами поставило ее в очень сложную ситуацию.бросают в яму и, по одной версии, закапывают живьем, по другой – сжигают. Второму посольству после долгого пути предлагают отправиться в баню и там сжигают. Затем княгиня с дружиной отправляется в столицу древлян Искоростень и устраивает там языческую тризну – поминки с возлиянием спиртного и боевыми играми. Но игры оборачиваются убийством пяти тысяч древлянских воинов, как сообщает летопись. Что все это означает? Месть? Но почему так изощренно и странно? Современные историки-этнографы предложили очень ясное объяснение, снимающее все наши недоумения. Княгиня совершила языческий похоронный обряд, но была вынужденна сделать это «заочно», так как. тело Игоря уже было погребено в древлянской земле без всяких ритуалов. Варяжских и славянских князей положено было хоронить 



следующим образом: тело помещали на ладью (корабль), обкладывали поленьями, и, совершив все ритуалы, отталкивали от берега и выпускали горящие стрелы. Ладья сгорала на воде, так торжественно князь отправлялся в мир иной. После похорон нужно было омыться в бане, а затем устроить поминальную тризну. Все эти ритуалы и совершила княгиня. И только по их завершении началась собственно месть – войско княгини осадило Искоростень, но не могло взять его в течение всего лета. Тогда княгиня прибегла к хитрости. Она потребовала от древлян воробьев и голубей в качестве дани. К их лапкам привязали дымящуюся серу и пустили лететь. Птицы подожгли деревянный Искоростень. Древляне сдались, княгиня обложила их данью, полностью покорив и подчинив своей власти. Она совершила то, что ждало ее окружение: месть была священным долгом язычника. Но на этом ее проблемы не закончились. Согласно языческим обычаям, вдова могла быть отправлена в мир иной вслед за мужем. Нужно было сохранить жизнь себе и обеспечить киевский престол своему маленькому сыну Святославу, законному наследнику князя Игоря.

Выбор веры 

Обычаи языческой Руси были жестокими. Но в это время Русь была уже знакома с христианством. О новой для славян вере узнавали от варягов – тех, кто осуществлял торговлю с Византией по водному пути «из варяг в греки». Они могли быть как скандинавами, так и славянами. Это были военные дружины, жившие набегами, грабежом и торговлей. Часть воинов принимала в Византии христианство. Известно, что в Киеве была христианская церковь, в которой при заключении князем Игорем договора с Византией в 944 году, давали клятву варяги-христиане.

Мудрая княгиня Ольга, несомненно, понимала преимущества новой веры. Она могла принять ее в Византии и одновременно, укрепить политические и экономические отношения с этой великой империей. Ее намерения поддерживали те социальные слои, которые развивали земледелие и торговлю. Однако военная дружина по-прежнему предпочитала жить военными сражениями и данью. 
В последующем эта вторая группировка стала опорой политики князя Святослава, не принявшего христианство и чуть не разрушившего все то построение государственного управления, которое создавала его мать.
  
Когда и где крестилась княгиня Ольга? В этом простом вопросе тоже кроется загадка. Согласно Повести временных лет, она крестилась в Константинополе в 956 г. Рассказывается, что император Константин Багрянородный сватался к ней, но она предложила ему стать ее восприемником (крестным), а это означало, что он не мог стать ее мужем. Эта история выглядит странно по следующим причинам. 

Император Константин был женат, имел детей, отличался благочестием и глубоким знанием христианства, а самое главное – он писал о невозможности браков с варварами. Кроме того, в византийских хрониках не осталось никаких записей о крещении русской княгини. А событие было значительным, и хроники велись тщательно. Историки выдвинули версию о том, что княгиня Ольга отправилась в Константинополь сразу по завершении мести древлянам. В тот период правил император Роман Локапин, который был вдовец и действительно мог свататься к русской архонтессе. Об этом сохранились известия в одной из немецких хроник. Перехитрить (в летописи «переклюкать») императора Ольга действительно могла, поскольку Роман был выдающимся полководцем, но при этом необразованным человеком. Он не знал, что восприемник не может быть мужем крещаемой. Тогда получается, что посещение Константинополя в период правления императора Константина Багрянородного было для княгини Ольги уже вторым. Об этом косвенно свидетельствует то, что ее принимали как христианку, и что при ней уже был пресвитер Григорий.

     Служение княгини Ольги. 

В крещении Ольга получила имя Елена, в честь матери императора Константина, прекратившего в IV веке гонения на христиан. Это должно было напоминать ей о предстоящей миссии. Вместе с великой киевской княгиней приняло христианство и ее ближайшее окружение. Началась проповедь, но принуждения не было. Княгиня Ольга действовала 
убеждением, что видно на примере ее отношений с сыном Святославом. Он оставался язычником, смелым воином и предводителем своей дружины, но не слишком мудрым правителем.

Дело, начатое святой Ольгой, было продолжено ее внуком князем Владимиром. Крещение Киевской Руси стало возможно благодаря благодатным трудам его великой бабушки. Поэтому Ольга и Владимир были прославлены Церковью в чине равноапостольных святых. Созидание Православной Церкви, взращивание в сердцах и умах людей христианских идеалов, строительство храмов, начала иконографии - все это было заложено великой княгиней Российской Ольгой и продолжено ее потомками. Княгиня Ольга почитается как основательница города Пскова, а современный нынешний Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, когда-то ею построенной. В иконографии она изображается с храмом – символом ее усилий по распространению христианства на Руси.

Княгине Ольге принадлежат великие заслуги в хозяйственном устроении складывавшегося государства, в соединении северных и южных славянских земель. Она объездила все земли – путешествовали в те времена зимой, по замерзшим рекам – и в Пскове, в качестве святыни, долго хранились ее сани. Княгиня ввела единую систему сбора налогов, устанавливала погосты – первоначально места княжеского суда с церковью в центре, вокруг которой позднее вырастали кладбища. Принятие христианства заложило основы формирования единого русского народа из множества разных славянских племен. Благодаря усилиям великой княгини начался процесс соединения варяжских переселенцев с местным славянским населением, перехода их от завоеваний и торговли к земледелию. Складывались общие интересы и перспективы. Народ любил свою княгиню, и в период ее правления не отмечено никаких социальных волнений; установился мир и перспектива благодатного развития. Русь входила в семью европейских народов.

Мы не знаем точной даты рождения св. Ольги, но нам известен день год ее кончины – 24 июля (н. ст.) 969 года. Согласно ее завещанию, она была похоронена по христианскому обряду. Народное почитание началось вскоре после ее смерти. Через двадцать пять лет князь Владимир перенес нетленные останки святой Ольги в построенную им в Киеве Десятинную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. К несчастью, в период монгло-татарского нашествия мощи святой Ольги пропали. В XVIII веке было объявлено об обретении мощей, но Синод это не признал. В настоящее время в Киеве вновь было объявлено об обретении мощей и строительстве храма. Время раскроет истину, но мы всегда можем молиться святой равноапостольной княгине Российской Ольге о сохранении и процветании нашей страны, веры православной и русского народа, объединившего вокруг себя многие другие народы.

Святая равноапостольная княгиня Российская Ольга, моли Бога о нас.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7186
Дата публикации: 14.08.2018
Автор: Ольга Семёновна Хижняк, кандидат философских наук
Год выпуска: 2018
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры 5-6 (155-156) 2018
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ