Предтеча Крещения Руси

 
Дата публикации: 14.08.2018
Автор: Ольга Семёновна Хижняк, кандидат философских наук
Год выпуска: 2018
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры 5-6 (155-156) 2018
Тема статьи: Страницы Истории
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
В 2019 году исполнится 1050 лет со дня преставления равноапостольной княгини российской Ольги память 11 / 24 июля
В приближении этой даты вспомним о той выдающейся роли в истории нашего Отечества, которую сыграла святая княгиня Ольга. Она была предтечей Крещения Руси, совершенного ее внуком равноапостольным князем Владимиром; заложила основы экономического обустройства русских земель, выстроила мирные дипломатические отношения с Византией. Все последующие правители династии Рюриковичей являются ее потомками, а среди них более ста пятидесяти канонизированных Русской Православной Церковью святых, послуживших укреплению русского государства, и среди них покровитель нашего города святой благоверный князь Александр Невский.

Самые первые сведения о жизни св. Ольги мы черпаем из Повести временных лет, составленной преподобным Нестором. Повесть временных лет не является хроникой, это летопись, составленная в начале XII века, примерно через 150 лет после жизни святой Ольги, а это значит – по сохранившимся устным преданиям, возможно, каким-то утраченным записям. Кроме того, первоначальный список Повести утрачен, до нас дошел список начала XIV века. Имеются и другие, более поздние источники – летописи древних русских городов. Несмотря на все это житие святой княгини Ольги содержит в себе немало загадок, на которые мы попытаемся найти ответ, опираясь на научные исследования.
 Имя первой христианской правительницы 

Руси Имя Ольга обычно связывают со скандинавским Хельга, считая, что это имя она приняла в замужестве за варяжским князем Игорем. Под именем Хельга она упоминается в византийских хрониках и на фреске Софийского собора в Киеве. Однако есть мнение, что ее имя происходит от славянского Вольга. Возможно, оба имени в произношении трансформировались в привычное нам звучание Ольга. Согласно Повести временных лет, отец будущей княгини был варяг; предполагают, что ее мать была славянкой. Об этом косвенно говорит имя Прекраса, которое она имела до замужества, а также тот факт, что ее сын и внук получили славянские имена – Святослав и Владимир.

Соединение двух начал – варяжского и славянского – имело продолжение в государственной деятельности княгини. Именно в период ее правления начался процесс смешения варяжской и славянской знати и образование единой системы управления.

На берегах реки Великой 

Красивая легенда о встрече Игоря и юной Ольги во время переправы на другой берег реки Великой в местности Выбуты на Псковской земле напоминает нам о том, что ее отец был начальником переправы, имевшей в то время стратегическое значение. Среди варягов в то время было немало христиан, и Ольга могла иметь хотя бы самые общие представления о новой для того времени вере, что, несомненно, помогло ей в дальнейшем выборе. После замужества молодая княгиня жила в Киеве. 
Что означала «месть» княгини Ольги древлянам 

Напомним, что князь Игорь с дружиной, собрав дань с древлян, по каким-то причинам решил вернуться к ним и получить дополнение к прежнему сбору, за что был убит. Далее начинаются странные для современного сознания события. Древлянский князь Мал посылает сватов к вдове убитого им Игоря. Согласно обычаям того времени, женившись на вдове, князь мог занять киевский престол. Нравственный аспект этой ситуации нет смысла оценивать: времена были жестокие, языческие, и подобные ситуации не были редкостью. Далее разыгрывается нечто, совершенно не укладывающееся в христианское понимание. По приказу княгини Ольги сватов убивают, и это можно осмыслить как месть. Но то, в какой форме осуществляется эта месть, вызывает вопросы уже не одно столетие. Первое посольство усаживают в ладью, несут на руках, а затем 

Убийство князя Игоря древлянами поставило ее в очень сложную ситуацию.бросают в яму и, по одной версии, закапывают живьем, по другой – сжигают. Второму посольству после долгого пути предлагают отправиться в баню и там сжигают. Затем княгиня с дружиной отправляется в столицу древлян Искоростень и устраивает там языческую тризну – поминки с возлиянием спиртного и боевыми играми. Но игры оборачиваются убийством пяти тысяч древлянских воинов, как сообщает летопись. Что все это означает? Месть? Но почему так изощренно и странно? Современные историки-этнографы предложили очень ясное объяснение, снимающее все наши недоумения. Княгиня совершила языческий похоронный обряд, но была вынужденна сделать это «заочно», так как. тело Игоря уже было погребено в древлянской земле без всяких ритуалов. Варяжских и славянских князей положено было хоронить 

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  1674
Дата публикации: 14.08.2018
Автор: Ольга Семёновна Хижняк, кандидат философских наук
Год выпуска: 2018
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры 5-6 (155-156) 2018
Тема статьи: Страницы Истории
Возврат к списку