Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Держись правды истинной

English
Дата публикации: 04.01.2017
Автор: М.Шулин
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Церковь и общество
4 Январь 2017 Среди глав «Домостроя», весьма разнообразных по содержанию – тут и духовные, и семейные, и практические советы – особняком стоит последняя глава. Это так называемый «Малый Домострой» – наставление автора, протопопа Сильвестра, своему «возлюбленному единородному сыну», Анфиму.
Священник Благовещенского собора московского Кремля Сильвестр являлся выдающимся человеком своего времени. По рождению он был выходцем из зажиточных торговых людей Великого Новгорода, но Провидение направило его по духовной стезе: Сильвестр был рукоположён в священнический сан. Будучи высокообразованным и просвещённым человеком, Сильвестр живо интересовался книгопечатанием, иконописанием. В своём послании к сыну он вспоминает: А видел ты сам, разных дел мастеров много бывало: иконники, переписчики книг, серебряные мастера… и всякие искусники. Есть мнение, что начало нашего книгопечатания не обошлось без Сильвестра. Возможно, что ещё до появления в 1564 году первой русской государственной типографии в московском доме Сильвестра работала частная печатня, и знаменитый Иван Фёдоров начинал свою деятельность именно там.

Священник Благовещенского собора стал близок к престолу после печальных событий 1547 года – большого пожара и восстания в Москве. В это страшное время Сильвестр не побоялся открыто сказать молодому государю, что грозные события – проявление гнева Божия, наказание за царские ошибки. Иван IV был потрясён обличительной силой слова протопопа Благовещенского храма. Вскоре после этого была создана Избранная рада – совет приближённых при молодом царе, куда вошёл и Сильвестр. До самой своей опалы он принимал активное участие в деле государственного строительства. Ряд учёных считает, что Сильвестр был одним из составителей текста «Стоглава» – документа, содержащего основные церковные и гражданские положения, выработанные на Стоглавом соборе 1551 года. Известны также послания Сильвестра казанскому наместнику князю А.Б. Горбатому, где он излагает свои представления об образцовом правителе. И.Е. Забелин высказал предположение об активном участии Сильвестра в украшении Золотой палаты Кремлёвского дворца «стенным бытейским письмом», в котором средствами живописи была представлена идея праведного царствования. К этому же времени исследователи относят и работу над «Домостроем», следовательно, и «Малый Домострой», где авторство Сильвестра бесспорно, был создан в этот период__
Близость к государю не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей – он не стремился к ним. Он начал свой придворный взлёт протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до «остуды».

После смерти царицы Анастасии Иван IV стал с подозрением относиться к своим приближённым. Избранная рада прекратила своё существование, её руководители попали в опалу. Сильвестр был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где принял постриг под именем Спиридона. Бывал он и на Соловках. Со- гласно вкладной книге Соловецкого монастыря, «старець Спvридонъ, что бsлъ благовtщенскии священникъ Селивестръ, далъ… 66 книгъ» – самый, пожалуй, крупный книжный дар, когда-либо сделанный в обитель.

Об Анфиме Сильвестровиче нам известно меньше. Мы знаем, что он был удачливым коммерсантом, о чём свидетельствуют письма ревельских купцов, а также и сам Сильвестр, не без гордости замечающий, что у его сына «со многими иноземцы велика" торговл" и дрyжба есть». Торговал Анфим Сильвестров, в частности, и на деньги, взятые в кредит у Троице- Сергиевой обители. Вот какая запись содержится в монастырской вкладной книге: . А приторговалъ то на 1000 рeблевъ на мо- настырские денги». То, что торговля у Анфима была поставлена на широкую ногу, становится ясно, например, из такого факта: за полвека до того на церковь в Кирилло-Белозерском монастыре издержали 250 рублей, в Звенигородском уезде двенадцать деревень вместе с угодьями стоили 200 рублей, а в Волоцком княжестве шесть деревень и несколько пустошей с лесом – 80 рублей. Проживал сын благовещенского священника в Китай-городе, в Богоявленском переулке, о чём свидетельствует грамота Иоанна IV от 15 апреля 1556 года Троице-Сергиеву монастырю, по которой царь жалует обители участок земли взамен того, который будет передан Анфиму Сильвестрову.

Был Анфим и на государевой службе. Как явствует из разрядных книг, он занимал должность государева дьяка, причём в 1557 году в списке дьяков стоял на двадцатом месте, а два года спустя переместился на шестнадцатое, удостоившись звания «большого дьяка».
В начале 60-х годов XVI в. Анфим служил в Смоленской земле «в царской казне у таможенных дел», то есть был таможенным чиновником. Об этом пишет сам Сильвестр в «Послании и наказании от отца к сыну».

О чём же идёт речь в этом послании? По сути своей это – поучение. Жанр поучений был известен на Руси с глубокой древности – первые произведения, тогда ещё переводные, как, например, болгарский «Златоструй», появились у нас в Х в. В этом жанре написаны такие выдающиеся памятники русского церковного и светского красноречия, как «Поучение Владимира Мономаха детям и братии», «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона, «Моление Даниила Заточника». Писались в рамках этого жанра и безыскусственные, практические проповеди. Таковы, к примеру, поучения новгородских епископов Луки Жидяты и Ильи, киево-печерского игумена Феодосия. Существовали и сборники поучений, входившие в круг церковного и до- машнего чтения – «Пролог», «Измарагд», «Златоустник».

«Послание и наказание от отца к сыну» с точки зрения композиции делится на две части. В первой Сильвестр кратко пересказывает основные положения «Домостроя» и призывает сына следовать им: (Чадо, оберегайся неправедного богатства, до- брые дела твори, имей, чадо, великую веру в Бога, все надежды возлагай на Господа: ибо никто, уповая на Христа, не погибнет). Это основной вывод, главный принцип, по которому Сильвестр призывает жить сына. Во второй части он развивает эту мысль, опираясь на Святое Писание и приводя в пример личный опыт. (Держись правды истинной и любви нелицемерной во всём, не осуждай никого ни в чём, о своих грехах поразмысли, как их избегнуть; чего сам не любишь, того и другому не делай, и сохраняй чистоту телесную… кроме жены своей не знай никого, и берегись пьянства: от тех двух причин всё зло заводится.
А ещё держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце своё на пользу себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в Страхе Божьем, в простоте сердца…всегда по Божественному Писанию, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы… а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями). Чадо моё единственное и любимое, Анфим, соизволил Бог, и благочестивый православный царь государь велел послужить тебе в своей царской казне у таможенных дел. Работу свою по истине и правде, без волокиты и без всякой хитрости совершай, по словам Евангелия: «Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный суд судите, каким судите судом, таким и судится вам, и какою мерою мерится, такой и воздаётся» «Малый Домострой» Сильвестра – это послание не только к сыну. Его слова обращены и к нам, потомкам тех людей, которые истинно веровали в Бога, не ставили во главу угла корысть и стяжательство, но обращались к Слову Божию, людей, для кого Евангелие было основой жизни. Наша задача – верно понять и осмыслить это послание, идущее к нам из глубины веков. М. Шулин.


Количество показов :  2353
Дата публикации: 04.01.2017
Автор: М.Шулин
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ