Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

СВЯТЫНЯ У АТОМНЫХ ШТОЛЕН

English
Дата публикации: 15.12.2016
Автор: По материалам статьи протоиерея
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
15 Декабрь 2016
В 15 км от нынешнего Судака (Сурожа русских летописей) расположено урочище Кизилташ. За красоту этих мест путешественники прошлого века называли их Крымской Швейцарией.

 В этом благословенном месте, по преданию, в VIII веке н. э. находилась летняя резиденция Сурожского архиепископа, защитника иконопочитания св. Стефана Сурожского.

 Место это издавна было почитаемо христианским населением Крыма. В скале, подле которой находился монастырь, есть пещера клинообразной формы, с двумя отверстиями, длиною около восьми метров, называемая Священной. Из верхнего отверстия в пещеру падала вода, образуя небольшой бассейн, из которого вытекал ручеёк. Бассейн был отделан обожжённым кирпичом. Пещера служила часовней, а находящаяся в конце её каменная плита с высеченным ликом какого-то святого, повидимому, св. Стефана, заменяла алтарь.

 При постройке монастыря в середине XIX века монахи обнаружили неподалёку от монастырской усадьбы развалины церкви и большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон. Предполагалось, что это престол. А на дне глубокого потока, омывавшего киновию нашли часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.

 Вокруг монастыря находились десятки средневековых поселений. Позже, на рубеже IX—X веков, во время нашествия печенегов, жизнь на средневековых поселениях замирает. В XIII веке Крым становится одним из улусов (провинций) Золотой Орды. А в конце XIII века наместник золотоордынского хана уступает эти места венецианцам. В 1365 году эти места были захвачены генуэзцами. Во второй половине XV века отношения между генуэзцами и Крымским ханством обостряются, поселения приходят в упадок и прекращают своё существование. На их местах возникают небольшие татарские деревушки. Поэтому к середине XIX века, когда начала образовываться киновия, подавляющую часть месного населения составляли мусульмане. Христианские святыни долгое время находились в забвении.

В 20-х годах XIX века татарский пастух из села Отузы (ныне Щебетовка) пас стадо неподалёку от скалы. Зайдя в пещеру, где он часто укрывался от непогоды, пастух с удивлением обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери. Взяв образ, татарин по дороге домой встретил на отузской дороге едущего из Судака в Феодосию грека-купца по фамилии Пластара, и, рассказав о случившемся, отдал ему свою находку. Пластара, прибыв в Феодосию, передал икону протоиерею Иосифу. Впоследствии эта икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса. Нынешнее местонахождение этой святыни неизвестно.

 Слухи о чудесной находке распространились среди населения, и пещеру с источником стали посещать богомольцы. По праздникам приглашённые священники служили в пещере молебны. Первоначально праздновали преимущественно Успение Божией Матери и день св. Николая 9 мая, а позже и в другие дни по мере сбора богомольцев производились богослужения.

В начале 1850 года в Крым, привлечённые слухами о святом целебном источнике, пришли два странника — бывший крепостной крестьянин из Калужской губернии Андроник и отставной вахмистр Пантелеймон, и поселились неподалёку от пещеры, устроив себе временное жилище. Деятельный Андроник уговорил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли в 157 десятин действительному статскому советнику Матфею Ивановичу
Кашкадамову, после чего убедил последнего переуступить эту землю в пользу будущей киновии. Большую помощь в этой сделке оказал владыка Иннокентий: из своих средств выделил деньги для приобретения этого участка. В 1852 году ему было подано прошение от именитых и состоятельных граждан Феодосии и Судака об открытии в Кизилташе киновии, которую они обещали всячески поддерживать. Андроник и Пантелеймон получили от владыки личное благословение на устройство киновии и приступили к сооружению молитвенного дома и двух жилых помещений для себя.

В мае 1856 года был назначен первый настоятель — иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря о. Арсений. Молитвенный дом был преобразован в церковь во имя св. исповедника Стефана Сурожского, о. Арсений освятил её в 1857 году. Андроник и Пантелеймон приняли монашество, и обитель стала обустраиваться и расти. Собрав братию и убедившись, что киновия окрепла, Андроник в 1857 году уехал на Афон и остался там. Его товарищ Пантелеймон, в монашестве Пахомий, находился в монастыре почти 25 лет, года за два до своей кончины постригся в схиму и умер в 1874 году в глубокой старости, предсказав за три дня свою смерть.

Через три года после назначения о. Арсения перевели игуменом в Ферапонтовский монастырь на Дунае. На его место был назначен игумен Парфений, также из иеромонахов Балаклавского Георгиевского монастыря. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только в силу своей подвижнической жизни и великих трудов на благо обители, но в первую очередь, благодаря своей мученической кончине.

Игумен Парфений родился в 1815 году в городе Елисаветграде. 15 мая 1840 года поступил послушником во Введенский монастырь Новоладожского уезда Петербургской губернии. Через два года был переведён в Херсонский архиепископский дом, где исполнял должность казначея. 23 декабря 1845 года он принял монашеский постриг, и вскоре, 8 апреля
1846 года, был рукоположен во иеромонаха. С июля 1848 г. о. Парфений — благочинный Корсунского монастыря, позже снова в Херсонском архиерейском доме — эконом. Через два года поступил в число заштатных иеромонахов Балаклавского Георгиевского монастыря. 30 марта 1852 года о. Парфений был отправлен для исполнения треб в Тегинское укрепление Черноморской береговой охраны, где отличился своим инженерным талантом. В августе 1852 года он предложил «легчайший способ поднятия затонувших грузов». Машина для поднятия тяжестей (до 400 кг) была одобрена инженером генералом Гангиным, за что о. Парфений был награждён ста рублями. Специальной комиссией это изобретение было одобрено и «предписано устраивать подобные машины для портовых надобностей».

В 1855 году о. Парфений был помощником благочинного, и когда с 28 февраля по 4 марта пять неприятельских судов обстреливали Новороссийск, он перед лицом смертель

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  7506
Дата публикации: 15.12.2016
Автор: По материалам статьи протоиерея
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
Возврат к списку

   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ