Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ИМПЕРАТОРСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
9 Ноябрь 2016
В данной статье мы продолжаем знакомить читателей «Вестника Лавры» с многообразной по типологии иконографией святого Александра Невского и предлагаем к рассмотрению следующий по хронологии тип – императорский или петровский. Из самого названия видно, что её возникновение связано с исторической личностью Императора Всероссийского Петра I. В отличие от двух предыдущих типов (преподобнического и княжеского) и последнего – воинского – давно существовавших в православной иконографии и использованных применительно к иконам Александра Невского в разное время, этот тип буквально создаётся для этого святого. Более того, он возникает вне церковно-богословской традиции, а по воле государя для непреложного употребления в искусстве Русской Православной Церкви.

 С Петра I в России меняется форма монархической власти с царской на императорскую. Это событие неотвратимо повлекло за собой возникновение нового перечня императорских регалий (инсигний). Столетиями служившие московским государям древние регалии: длинная царская риза, бармы, наперсный крест, шапка Мономаха – уступили место имперской порфире (горностаевой мантии), венцу и ордену Андрея Первозванного на цепи. Они осязаемо оформили новый, ещё непривычный для рядового россиянина облик первого лица государства. Поэтому для его пропаганды в российском обществе не- обходим был убедительный и весомый пример. На эту идеологическую роль прекрасно подошёл образ святого благоверного великого князя Александра Невского.

 У молодого российского царя был практически тот же враг, что за пятьсот лет до этого у молодого новгородского князя Александра Ярославича. Пётр видел в историческом примере Александра Невского удачный прототип победы в изматывающей Северной войне.

Полководческий гений Александра Невского нуждался, по мнению государя, в прославлении современными «европейскими» методами. Действовал Пётр Великий в этом направлении не менее решительно, чем на военном поприще. Его указом мощи Александра Невского 30 августа 1724 года в третью годовщину заключённого Ништадтского мира с великими почестями были принесены в молодую столицу российского государства, Санкт-Петербург, из Владимира. Так город, основанный государем на берегах Невы, обрёл в образе Александра Невского святого покровителя, при жизни своей защитившего эти земли от шведов.

За победу в Северной войне Сенатом и Святейшим Синодом 20 января 1721 года был утверждён новый титул государя Петра I «Отец Отечества, Пётр Великий и Император Всероссийский». С этого времени царь российский становится императором – главой государства и главой Церкви – божьим помазанником на высшую земную власть. Новые непростые отношения императора и Церкви коснулись предмета нашего исследования – иконографии святого Александра Невского. Его указом запрещалось изображать святого благоверного великого князя Александра Невского в преподобнической иконографии. По требованию Петра I он с этих пор изображается только как особа императорского значения, великий военачальник и государственник.

 Европейская мода на рыцарство, совместно с византийско-римским представлением о им- ператоре – покровителе и защитнике 
всех христиан, образовали во времена Петра I совершенно новое представление о иконографическом облике Александра Невского. К постоянным иконографическим атрибутам добавляются актуальные в начале XVIII века символы императорской власти: горностаевая мантия, венец, скипетр и держава. Кроме того, воинские доспехи меняются на рыцарские латы, а меч уступает место соответствующему эпохе палашу. Эти предметы составляют современную коронационную одежду действующих императоров Европы. Пётр Великий практически за те же заслуги пред Отечеством, за которые сам удостоился титула императора всероссийского, придал методами иконографии великокняжескому статусу святого Александра Невского статус императорский, воздавая ему хвалу как своему небесному патрону. Новая иконографическая версия в полной мере соответствовала имперскому принципу и сочетала инсигнии самого государя и древнюю иконографию лика святого.

 Таким образом, перед нами очередной пример внедрения в иконографию Александра Невского не исторических одежд, носимых им при жизни, а абсолютно новых, актуальных и реальных одеяний главы Российской Империи начала XVIII века.

У петровского иконографического типа имеется одна важная особенность. В отличие от преподобнического типа, где святой Александр изображался в реальных монашеских одеждах, принятых им незадолго до кончины, и княжеского, в котором князь изображался хоть и не в своих реальных исторических одеждах, а в одеждах московских князей, ежедневно носимых в разных ситуациях в XVI–XVII веках. В новом иконографическом типе святой предстаёт облачённым в торжественные императорские регалии, которые одевались помазанником на императорский престол только во время коронации. Соответственно иконография данного типа придаёт образу Александра Невского особый надмирный ореол высшей земной власти и совершенно не претендует на какую-либо историческую достоверность. Данный программный метод призван прославить князя как величайшего полководца, государственника, императора, а Петра Великого и его венценосных потомков, в свою очередь, как достойных продолжателей его славных дел.

Другая отличительная особенность этого иконографического типа ощутимо усложняет проведение нашего исследования. Дело в том, что у произведений искусства, трактующих личность святого Александра Невского в соответствии с этим иконографическим типом, не существует прямых аналогов среди изображений других
святых князей. Сопоставить её можно лишь с коронационными портретами самого автора этой иконографии – Петра Великого и портретами королей европейских государств того вре- мени. При внимательном разборе памятников с изображением святого Александра Невского заметна синхронность многих иконографических и композиционно-художественных приёмов, используемых мастерами при изображении Петра I и святого Александра Невского, вплоть до портретного сходства. Более того, аналогичную взаимосвязь можно наблюдать практически со всеми потомками Петра Великого – императорами Всероссийскими, во времена которых соз- давались образы почитаемого в России святого.

Большинство памятников, которые будут рассмотрены ниже, имеют прямую взаимосвязь с портретами Петра Великого. Но среди явно петровских по типу изображений Александра Невского много примеров с иной исторической характеристикой. Как правило, при наследниках Петра. Императорская иконография Александра Невского, по изначально установленной синхронности с иконографией государя, продолжала перенимать многое от парадных портретов первого лица. В этом данный иконографический тип остаётся верен собственному названию (и назначению), постоянно проводя параллель между Александром Невским и действующим императором Российской Империи. Подчас это касается и портретного сходства. Орден Александра Невского, учреждённый 21 мая 1725 года Императрицей Екатериной I Нам неизвестно, какой из образов Александра Невского, выполненный согласно новому императорскому принципу, был первым. По дате уч- реждения этой государственной награды образ на ордене, безусловно, относится к одному из первых. Вот почему наш хронологический обзор мы начинаем именно с этого произведения. Сразу отметим, что трудно отыскать два одинаковых ордена Александра Невского первой исторической версии этой награды. Нередко орденский знак и звезда изготавливались после соответствующего указа на средства награждённого. Поэтому существует огромное число версий этого ордена, отличающихся богатством отделки и материалами исполнения, но всегда следую-щих основной орденской иконографии.

 Александр Невский изображён здесь всадником на галопирующем (иногда на вздыбленном) белом коне, скачущем на фоне пейзажа с низкой линией горизонта. Даже непродолжительного взгляда на крохотное изображение достаточно, чтобы отметить его абсолютное сходство с парадными портретами Петра. Александр также одет в рыцарские латы. На его главе покоится императорский венец. 

В руке князя копьё (как на иконах Георгия Победоносца) или палаш. За спиной святого динамично развевается красный плащ. На некоторых образцах плащ заменяется горностаевой мантией порфирового цвета. Лик, насколько удаётся его рассмотреть, соответствует традиционной древней иконографии, единственный из всего остающийся неизменным с первых монашеских икон. В ряде случаев в верхней части круглой композиции написан небесный сегмент с благословляющей десницей Божией. Иногда эта рука возносит над главой святого имперский лавровый венок. В орденском образе, как правило, изображаются неко- торые императорские инсигнии (венец и порфира). Рыцарские латы, не являясь коронационной регалией, всё же имеют прямое отношение к портретной иконографии императоров в начале XVIII века, поэтому их, как характерный иконографический элемент, также следует учесть.

Совокупность данных особенностей, безусловно, относят этот образок святого Александра Невского к петровскому иконографическому типу. Образ святого Александра Невского, первая половина XVIII века. Иконное собрание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В документальных свидетельствах и в церковном предании нет упоминания об образе, который был бы написан к перенесению мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. О том, что к этому событию соответствующий образ обязательно должен был быть написан, у автора нет сомнений. Такова была традиция. Тем более в ситуации, при которой старый чин изображения святого упразднялся и взамен устанавливался новый. Икона, написанная согласно новой иконографии, лучше любого устного и письменного обоснования могла являть новый официальный статус «государственного святого».

 На роль подобного эталона очень хорошо подходит икона из лаврского древлехранилища. Тем более, что по времени написания произведение относится к началу XVIII века. В лаврское собрание данный памятник поступил около пятнадцати лет назад из одного областного храма. Икона находилась в аварийном состоянии после пожара. Над её восстановлением в течение нескольких лет трудились 
реставраторы, укрепляя сильно повреждённый красочный слой, и иконописцы, реконструируя в пределах утрат авторскую живопись. В пользу предположения о «первородстве» данного извода свидетельствует наличие нескольких списков данной композиции, а что ещё важней, наличие гравированной копии, изготовленной в первой трети XVIII века для массового тиражирования этой иконы. Сама возможность тиражирования новой иконографии могла осуществиться только с благословения Священного Синода, либо по распоряжению самого государя. Для этого иконография первоисточника должна абсолютно соответствовать новому официальному канону. Нам в процессе исследования, помимо упомянутой гравюры, встретилось несколько разных исполнений этого произведения. Из них наиболее совершенным с художественной точки зрения является лаврский, несмотря на значительные утраты авторского красочного слоя. Гравюра, в свою очередь, послужила для иконописцев лаврской мастерской аналогом во время реконструктивного тонирования утрат красочного слоя.

 Наравне с гравюрой таким документом яв- ляется миниатюрный эмалевый образок из собрания Государственного Эрмитажа середины XVIII века. Это произведение искусства, выполненное с незаурядным мастерством, в полной мере соответствует двум предыдущим аналогам. В рассматриваемом изводе святой Александр Невский представлен императором, государственным деятелем, воином. О первом свидетельствуют императорские регалии, изображённые в произведении. У всех деталей не собирательный, условный вид, вполне достаточный для иконного изображения, а реали- стичный, придающий иконе убедительность прижизненного портрета. Иконографическая программа образа характеризует святого и как государственного деятеля. Его левая рука придерживает карту. Немного отведённый в сторону указательный палец указывает на её содержание. В лаврской иконе на листе отчётливо просматривается линеарный картографический рисунок с начальными буквами слова «Швеция». Эта немаловажная деталь напрямую соотносит данный иконографический из- вод с портретами Петра I и его государственной политикой. В гравированном же образе и в эрмитажной миниатюре на бумажном свитке в руке святого помещена его историческая фраза, прозвучавшая накануне Невской битвы со шведским войском: «Бог не в силе, а в правде». Это придает всему изображению, безусловно, более развернутый смысл, включающий в себя и конкретику первого образца, и историческую характеристику героя.

 Полководческая характеристика изображённого утверждается введением в композицию острой диагонали обнажённого палаша, который в правой руке уверенно держит Александр Невский. Этим приёмом, уже встречавшимся нам при исследовании княжеского иконографического типа в парсуне из Челябинска, смысловая программа не просто вводит в композицию обязательный элемент княжеского или имперского образа, а настоятельно фиксирует на нём взгляд зрителя. Идейный акцент, осуществлённый средствами композиции, ставит меч в преимущественное положение перед всем остальным предметным арсеналом. Воинская доблесть во времена Петра I ценилась не меньше, чем во времена Александра Невского. Поэтому в период тяжелейшей Северной войны русскому солдату был необходим достойный пример, взятый из отечественной истории. 
 Святой Александр Невский, не проигравший ни одного сражения, очень хорошо подходил на эту проповедническую роль. И для самого Петра, и для многих русских военачальников и простых солдат того времени святой явил безусловный пример доблести и мужества, наравне с образцовым благочестием, всегда высоко ценившимся русским народом.

 Несмотря на все иконографические новшества данного образа, перед зрителем предстаёт облик святого, знакомый по многочисленным иконам за 400 лет почитания. С первого взгляда на произведение в нём узнается Александр Невский. В лике точно отражена его персональная иконография. Слегка вьющиеся русые волосы, выбивающиеся волнистыми прядями из-под венца, недлинная, немного клиновидная борода и тонкие усы, прямой длинный нос и светло-голубые глаза очень убедительно рисуют словесный портрет из иконописного подлинника. Мастерство художника позволило ему добиться удивительной мягкости тихого, смиренного взгляда святого, подчёркиваемого едва уловимой улыбкой, таящейся в углах губ. Перед зрителем предстаёт герой, наделённый множеством достоинств и добродетелей: любовью, кротостью и вместе с тем мужеством и прозорливостью.

На примере этих трёх изображений отчётливо выявляется эталонная иконография святого Александра Невского, широко распространённая в начале XVIII века в России. Это подтверждается множеством похожих произведений, находящихся и в музейных, и в частных, и в храмовых иконных собраниях.

Объём периодического издания позволил в данной статье совершить лишь краткий исторический обзор причин возникновения в России начала XVIII века этой уникальной иконографии святого Александра Невского. Вместе с тем мы рассмотрели несколько ранних образцов использования этой иконографии в произведениях светского и церковного искусства. В одном из последующих номеров «Лаврского Вестника» мы, если сподобит Господь, продолжим исследовать этот иконографический тип и рассмотрим ряд уникальных памятников живописи XVIII – XIX веков.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7745
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ