Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ИМПЕРАТОРСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
9 Ноябрь 2016
В руке князя копьё (как на иконах Георгия Победоносца) или палаш. За спиной святого динамично развевается красный плащ. На некоторых образцах плащ заменяется горностаевой мантией порфирового цвета. Лик, насколько удаётся его рассмотреть, соответствует традиционной древней иконографии, единственный из всего остающийся неизменным с первых монашеских икон. В ряде случаев в верхней части круглой композиции написан небесный сегмент с благословляющей десницей Божией. Иногда эта рука возносит над главой святого имперский лавровый венок. В орденском образе, как правило, изображаются неко- торые императорские инсигнии (венец и порфира). Рыцарские латы, не являясь коронационной регалией, всё же имеют прямое отношение к портретной иконографии императоров в начале XVIII века, поэтому их, как характерный иконографический элемент, также следует учесть.

Совокупность данных особенностей, безусловно, относят этот образок святого Александра Невского к петровскому иконографическому типу. Образ святого Александра Невского, первая половина XVIII века. Иконное собрание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В документальных свидетельствах и в церковном предании нет упоминания об образе, который был бы написан к перенесению мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. О том, что к этому событию соответствующий образ обязательно должен был быть написан, у автора нет сомнений. Такова была традиция. Тем более в ситуации, при которой старый чин изображения святого упразднялся и взамен устанавливался новый. Икона, написанная согласно новой иконографии, лучше любого устного и письменного обоснования могла являть новый официальный статус «государственного святого».

 На роль подобного эталона очень хорошо подходит икона из лаврского древлехранилища. Тем более, что по времени написания произведение относится к началу XVIII века. В лаврское собрание данный памятник поступил около пятнадцати лет назад из одного областного храма. Икона находилась в аварийном состоянии после пожара. Над её восстановлением в течение нескольких лет трудились 
реставраторы, укрепляя сильно повреждённый красочный слой, и иконописцы, реконструируя в пределах утрат авторскую живопись. В пользу предположения о «первородстве» данного извода свидетельствует наличие нескольких списков данной композиции, а что ещё важней, наличие гравированной копии, изготовленной в первой трети XVIII века для массового тиражирования этой иконы. Сама возможность тиражирования новой иконографии могла осуществиться только с благословения Священного Синода, либо по распоряжению самого государя. Для этого иконография первоисточника должна абсолютно соответствовать новому официальному канону. Нам в процессе исследования, помимо упомянутой гравюры, встретилось несколько разных исполнений этого произведения. Из них наиболее совершенным с художественной точки зрения является лаврский, несмотря на значительные утраты авторского красочного слоя. Гравюра, в свою очередь, послужила для иконописцев лаврской мастерской аналогом во время реконструктивного тонирования утрат красочного слоя.

 Наравне с гравюрой таким документом яв- ляется миниатюрный эмалевый образок из собрания Государственного Эрмитажа середины XVIII века. Это произведение искусства, выполненное с незаурядным мастерством, в полной мере соответствует двум предыдущим аналогам. В рассматриваемом изводе святой Александр Невский представлен императором, государственным деятелем, воином. О первом свидетельствуют императорские регалии, изображённые в произведении. У всех деталей не собирательный, условный вид, вполне достаточный для иконного изображения, а реали- стичный, придающий иконе убедительность прижизненного портрета. Иконографическая программа образа характеризует святого и как государственного деятеля. Его левая рука придерживает карту. Немного отведённый в сторону указательный палец указывает на её содержание. В лаврской иконе на листе отчётливо просматривается линеарный картографический рисунок с начальными буквами слова «Швеция». Эта немаловажная деталь напрямую соотносит данный иконографический из- вод с портретами Петра I и его государственной политикой. В гравированном же образе и в эрмитажной миниатюре на бумажном свитке в руке святого помещена его историческая фраза, прозвучавшая накануне Невской битвы со шведским войском: «Бог не в силе, а в правде». Это придает всему изображению, безусловно, более развернутый смысл, включающий в себя и конкретику первого образца, и историческую характеристику героя.

 Полководческая характеристика изображённого утверждается введением в композицию острой диагонали обнажённого палаша, который в правой руке уверенно держит Александр Невский. Этим приёмом, уже встречавшимся нам при исследовании княжеского иконографического типа в парсуне из Челябинска, смысловая программа не просто вводит в композицию обязательный элемент княжеского или имперского образа, а настоятельно фиксирует на нём взгляд зрителя. Идейный акцент, осуществлённый средствами композиции, ставит меч в преимущественное положение перед всем остальным предметным арсеналом. Воинская доблесть во времена Петра I ценилась не меньше, чем во времена Александра Невского. Поэтому в период тяжелейшей Северной войны русскому солдату был необходим достойный пример, взятый из отечественной истории. 
 Святой Александр Невский, не проигравший ни одного сражения, очень хорошо подходил на эту проповедническую роль. И для самого Петра, и для многих русских военачальников и простых солдат того времени святой явил безусловный пример доблести и мужества, наравне с образцовым благочестием, всегда высоко ценившимся русским народом.

 Несмотря на все иконографические новшества данного образа, перед зрителем предстаёт облик святого, знакомый по многочисленным иконам за 400 лет почитания. С первого взгляда на произведение в нём узнается Александр Невский. В лике точно отражена его персональная иконография. Слегка вьющиеся русые волосы, выбивающиеся волнистыми прядями из-под венца, недлинная, немного клиновидная борода и тонкие усы, прямой длинный нос и светло-голубые глаза очень убедительно рисуют словесный портрет из иконописного подлинника. Мастерство художника позволило ему добиться удивительной мягкости тихого, смиренного взгляда святого, подчёркиваемого едва уловимой улыбкой, таящейся в углах губ. Перед зрителем предстаёт герой, наделённый множеством достоинств и добродетелей: любовью, кротостью и вместе с тем мужеством и прозорливостью.

На примере этих трёх изображений отчётливо выявляется эталонная иконография святого Александра Невского, широко распространённая в начале XVIII века в России. Это подтверждается множеством похожих произведений, находящихся и в музейных, и в частных, и в храмовых иконных собраниях.

Объём периодического издания позволил в данной статье совершить лишь краткий исторический обзор причин возникновения в России начала XVIII века этой уникальной иконографии святого Александра Невского. Вместе с тем мы рассмотрели несколько ранних образцов использования этой иконографии в произведениях светского и церковного искусства. В одном из последующих номеров «Лаврского Вестника» мы, если сподобит Господь, продолжим исследовать этот иконографический тип и рассмотрим ряд уникальных памятников живописи XVIII – XIX веков.
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  7749
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ