Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ДИНАСТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

English
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Страницы Истории
9 Ноябрь 2016
На страницах «Вестника» мы не раз рас- сказывали о добрых людях, живших по заветам Христа. Тема благотворительности в дореволюционной России столь широка, что нельзя обозреть её даже в рамках серии статей, повествующих об отдельном социальном слое – купцах, дворянах, мещанах… В стране, где Вера была одним из столпов государственности, благотворителем становился каждый. В данной статье мы хотели бы вкратце рассказать о династии благотворителей, близкой к Царственным Страстотерпцам – принцах Ольденбургских.
 
Благотворительность для принца Ольденбургского была, если можно так выразиться, наследственной чертой, ибо его бабушка, супруга императора Павла I, сделала столь много для «малых сих», что её именем была названа отдельная организация – Ведомство императрицы Марии, фактически министерство, ставившее своею задачей призрение бедных, немощных, неимущих.

 Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский появился на свет 14 августа 1812 года в Ярославле. За несколько дней до Бородинской битвы у принца Георгия Петровича Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, дочери Павла I, родился сын, названный при крещении Константин-Фридрих-Пётр, известный впоследствии в России под именем принца Петра Георгиевича. Четырёх месяцев от рождения принц лишился отца и был перевезён к своей бабушке, вдовствующей императрице Марии Феодоровне, а затем, когда Екатерина Павловна вступила в новый брак с наследным принцем Вюртембергским, мальчик оказался в Штутгарте.

 В семь лет оставшись сиротой, по завещанию матери принц был отвезён в Ольденбург к своему деду, герцогу Петру-Фридриху-Людвигу Ольденбургскому, где и получил дальнейшее воспитание.

 Принц обучался древним и новым языкам, геометрии, географии, а также русскому языку. В последнее время своего пребывания в Ольденбурге юноша с особенным интересом занимался юридическими науками и логикой под руководством профессора Христиана Рунде.

 В конце 1830 года император Николай I вызвал Петра Георгиевича на русскую службу. 1 декабря 1830 года принц прибыл в Санкт- Петербург, был весьма благосклонно встречен государем и зачислен на действительную службу в лейб-гвардии Преображенский полк – элиту русской армии. С этого времени принц Ольденбургский постоянно проживал в России. За время пятилетней службы принц достиг высокого положения в армии. За отличия он был произведён в генерал-майоры, вскоре – в генерал-лейтенанты.

Сызмала Пётр Георгиевич был способен почувствовать чужую боль. Он был воспитан в любви к ближнему и показал себя добрым христианином ещё в полку: принц Ольденбургский обратил внимание на горькую участь солдатских детей, в большинстве случаев остававшихся без всякого образования. По его почину в Преображенском полку была устроена школа, и он принял её под свой ближайший надзор. Наряду с обучением грамоте в школе уделяли большое


внимание воспитанию в православном духе.

 Этот опыт впоследствии успешно был применён и в других полках. Кроме того, принц Ольденбургский приложил немало стараний для улучшения солдатского быта.

Принц Пётр Георгиевич оставил военную службу в 1834 году. Поводом для этого стал рапорт, поданный на высочайшее имя, причиной – невозможность продолжения службы при сложившихся обстоятельствах.

 Принц Ольденбургский стал свидетелем вопиющего случая применения телесных наказаний. Этот эпизод был обстоятельно рассказан им статс-секретарю Половцову. Во время службы в лейб-гвардии Преображенском полку принцу пришлось, по служебной необходимости, присутствовать при том, как женщина была подвергнута телесному наказанию и прогнана сквозь строй, причем на её обнажённые плечи были наносимы солдатами палочные удары. Возмущённый такой картиной, Пётр Георгиевич с места экзекуции поехал к тогдашнему министру внутренних дел графу Блудову и заявил ему, что он никогда более не примет участия в приведении в исполнение подобного наказания, не существующего ни у одного сколько-нибудь просвещённого народа. Принц Ольденбургский просил Блудова доложить государю императору его просьбу об увольнении.

Вскоре пришла высочайшая резолюция, освободившая Петра Георгиевича от военной службы.

С этого момента началась общественная и благотворительная деятельность принца Ольденбургского. Более всего его интересовали образовательные проекты.

В мае 1835 года, именным указом Николая I, по замыслу и на средства принца Ольденбургского, и при тесном участии М. М. Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности, было основано Императорское училище правоведения.

 30 сентября 1839 года принц Ольденбургский был высочайше назначен почётным опекуном в санкт-петербургском опекунском совете и членом совета Воспитательного общества благородных девиц и Училища ордена святой Екатерины. 14 октября того же года ему было поручено управление санкт-петербургской Мариинской больницей для бедных.

 Благотворительная работа принца Ольденбургского приняла более широкие размеры с 1844 года, когда ему было поручено испол-




нять должность главы санкт- петербургского опекунского совета. Постепенное увеличение числа женских учебных заведений требовало новых форм у п р а в л е н и я , сами их уставы нуждались в пересмотре. Для этого с 1 января 1845 года был учреждён особый Главный совет под председательством принца Ольденбургского, долгое время игравший роль как бы особого ведомства женского образования в России.

В 1844 году принцем Ольденбургским была основана первая в России Свято-Троицкая община сестёр милосердия, в 1858 году открыты Мариинская больница и Мариинское женское училище, детский приют на сто детей (в 1871 году переименованный в «Детский приют Екатерины, Марии и Георгия»), в 1869 году детская больница, где впервые в истории отечественной медицины осуществлялось размещение пациентов по профилю заболевания (В настоящее время носит имя педиатра К. А. Раухфуса).

 С 1860 года Пётр Георгиевич Ольденбургский возглавлял все благотворительные учреждения Ведомства императрицы Марии. Меценат выделял крупные суммы на строительство больниц, гимназий, приютов, и это при том, что состояние его не было велико.

 И все же любимым детищем принца был «Детский приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского». В 1842 году благотворитель взял под своё покровительство недавно открытый ночной детский приют в Рождественской части Санкт-Петербурга. В 1846 году принц представил императору план переустройства приюта, и из средств опекунского совета города на это было выделено 60000 рублей. Затем были приобретены два смежных каменных дома с двором и садом, на углу Глухого и Прачечного переулков. Сюда и переместилось благотворительное заведение. День 28 июня 1846 года считается датой образования приюта принца П. Г. Ольденбургского.

Первоначально приют давал детям элементарное образование, причём в женском отделении было обращено особое внимание на рукоделие, а в мужском – на ремёсла. Около десяти лет приют существовал в этих условиях, а в 1857 года был введён в действие новый устав, согласно которому была изменена учебная программа обоих отделений: в мужском было введено преподавание в объеме четырёх классов реальной прогимназии, с целью облегчить переход лучших воспитанников в средние учебные заведения, а в женском – семиклассное образование по курсу женских институтов и гимназий.

Приют начал формироваться как особенное учреждение, в котором образование, нравственное воспитание и дальнейшая судьба учеников были определены идеями и активным попечением принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Результаты обучения в приюте были столь благоприятны, а плата за содержание столь не-




значительна, что число желавших поступить в приют быстро возросло, и стены его (на углу Глухого и Прачечного переулков) скоро оказались слишком тесными. К счастью, санкт- петербургское городское общественное управление в 1858 году уступило бесплатно под постройку нового дома для приюта городскую землю, находящуюся в 12-й роте Измайловского полка.

Кроме участка, были необходимы средства на постройку здания, и принц Пётр Георгиевич пожертвовал 40000 рублей из собственного состояния. Благородный почин вызвал приток и других пожертвований, появилась возможность приступить к сооружению дома приюта. Новое четырёхэтажное здание по проекту академика архитектуры Генриха Христиановича Штегемана было освящено 22 октября 1861 года, а 5 декабря того же года в присутствии принца П. Г. Ольденбургского и великого князя Николая Николаевича старшего с супругой был освящён домовый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Мужское и женское отделения приюта по учебным программам постепенно приближались к типу средних учебных заведений, с той лишь разницей, что, кроме общеобразовательных предметов, много времени в нём уделялось обучению ремёслам и рукоделиям. 31 декабря 1890 года высочайшей волей приюту были дарованы права казённых реальных училищ, приравнивающие его отделения к учебным заведениям Министерства народного просвещения. Выпускники приюта получили возможность продолжать образование в высших учебных заведениях.

С 1867 года ежегодно проводились выставки сделанных руками воспитанниц «предметов мод и детских костюмов». Позже обучение рукоделию было на время прекращено и воспитанницы занимались лишь шитьём белья для приюта, однако затем «сочли целесообразным открыть при приюте модный магазин и ввести занятия изящными работами».

В «Положении о Приюте» от 1890 года указывалось:

1. Приют имеет целью воспитание и образование детей обоего пола, преимущественно сирот, без различия их происхождения, состояния и вероисповедания.

2. Приют состоит из мужского и женского от- делений, причем первое подразделяется на: а) реальное, б) низшее механико-техническое и в) ремесленное.

3. Приют находится в ведомстве Министерства внутренних дел. Главное заведование оным принадлежит попечителю и состоящему при нем попечительному совету, а непосредственное управление вверяется директору, при содействии комитетов педагогического и хозяйственного. Попечителем приюта назначается, с высочайшего соизволения, старший в роде потомок почившего в Бозе принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

Вообще же Принц Ольденбургский – один из крупнейших благотворителей своего времени: его средствам и активному попечению обязаны своим возникновением и развитием женский институт принцессы Терезии Ольденбургской, Обуховская, Мариинская, Петропавловская больницы, Воспитательный дом и многие другие учебные и медицинские учреждения.

Принц был женат на принцессе Терезии- Вильгельмине-Фредерике-Изабелле-Шарлоте Нассауской. В их семье было восемь детей: Александра, Николай, Мария, Александр, Екатерина, Георгий, Константин, Терезия.



Принцесса Терезия Ольденбургская на личные сбережения открыла женское училище своего имени. Также она участвовала в открытии первой в России Свято-Троицкой общины сестёр милосердия, которая предоставляла комплекс услуг: приют, лечение, обучение, воспитание, восстановление душевных сил.

Скончался Пётр Георгиевич в 1881 году и был похоронен на кладбище Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни (ос- нованной в 1732 году и достигшей расцвета во время наместничества святителя Игнатия Брянчанинова), близ Стрельны.

5 июня 1889 года, в присутствии императора Александра III, перед зданием Мариинской больницы на Литейном проспекте принцу Петру Ольденбургскому был воздвигнут памятник. Скульптор И.Н. Шредер изобразил принца в полный рост, в сюртуке с эполетами. Одной рукой благотворитель опирался на тумбу с двумя книгами, палец другой руки был заложен за пуговицу сюртука.

Бронзовую фигуру отливали на петербургском заводе К. Берто. Она стояла на четырёх- гранном гранитном пьедестале, на лицевой стороне которого находилась надпись: «Просвещённому благотворителю Петру Георгиевичу 1812 – 1881» . На трёх других гранях постамента находились бронзовые барельефы. Они изображали принца среди студентов училища правоведения, среди воспитанниц женской школы и у постели больного.

В 1930 году этот красивый памятник был снесён, и ныне его место занимает чаша на гранитной тумбе – незаконченная скульптурная эмблема медицины.

Эстафету благотворительности принял от отца Александр Петрович Ольденбургский. У него была блестящая военная карьера: в ходе войны за освобождение славян 1877-1878 годов принц сражался под Горным Дубняком, отличился при осаде Плевны, перешёл через Балканы, принимал участие в окончательном поражении Сулеймана-паши; имел чин генерала от инфантерии и звание генерал-адъютанта.

 Вместе с тем Александр Петрович состоял попечителем Императорского училища правоведения, основанного его отцом, приюта Петра Георгиевича Ольденбургского, дома призре-




ния душевнобольных, покровителем общества вспоможения нуждающимся ученицам женского училища принцессы Терезии, был почётным председателем многих благотворительных, образовательных и спортивных обществ. Императорский институт экспериментальной медицины обязан своим существованием инициативе и щедрым пожертвованиям принца Александра Петровича. Институт стал главным делом жизни принца.

Но и детский приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского Александр Петрович не забывал. С 1884 года программа мужского отделения была расширена до курса реальных училищ. Девушек же стали готовить «к предстоящим им в жизни обязанностям, воспитывая их в строго религиозном духе». Приют «хочет научить их кулинарному искусству, домоведению и гигиене». С 1890 года выпускники мужского отделения приюта получили права окончивших низшие механико-технические и реальные училища Министерства народного просвещения, а в женском отделении был прибавлен педагогический класс.

В 1900 году было открыто отделение приюта в Луге, в усадьбе, подаренной ему местным городским управлением. В 1903 году приют основал школу-здравницу на черноморском побережье, в Гаграх, где учились дети, по здоровью вынужденные жить в тёплом климате. При гагринском отделении была основана народная начальная школа с совместным обучением детей обоего пола.

Современники и потомки высоко ценили выдающиеся заслуги династии меценатов. Благодарные воспитанники для увековечивания памяти Ольденбургских учреждали стипендии их имени. В честь П.Г. Ольденбургского московские благотворительные организации открыли детский приют, Ольденбургскую школу, приют имени Петра Георгиевича для слепых детей. В Санкт-Петербурге также возникла двухклассная школа принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

 Осенью 1917 г. А.П. Ольденбургский эмигрировал по Францию, где отошёл ко Господу в 1932 году. Погребён в Биаррице.

После революции учреждения, основанные принцами Ольденбургскими, стали государственными образовательными и медицинскими учреждениями. Например, в здании приюта принца Ольденбургского размещалась спец-лечебница, в годы войны – госпиталь, после прорыва блокады – 1-я и 12-я школы и Дом пионеров. 30 апреля 1944 года здесь было сформировано Подготовительное военно-морское училище с трёхлетним сроком обучения.

В наше время память о династии благотворителей возрождается. Например, гимназии №157, история которой началась в 1868 году, как история Рождественской женской прогимназии под покровительством и попечением принцессы Е.М. Ольденбургской, в 2000 году было возвращено историческое название: «Санкт-Петербургская гимназия принцессы Евгении Максимилиановны Оль- денбургской».

 Имя принца Петра Георгиевича Ольденбургского носит Санкт-Петербургский институт права. На Дворцовой набережной и улице академика Павлова о принцах Ольденбургских напоминают мемориальные доски, a на территории Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни находится бюст П.Г. Ольденбургского. 



1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7226
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ