Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПУТЬ ХУДОЖНИКА: БОРИС КУСТОДИЕВ

English
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Страницы Истории
9 Ноябрь 2016
Борис Михайлович Кустодиев-мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. Он создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но мало кто знает, что практически половину своей жизни он был инвалидом. Откуда он черпал силы для столь оптимистичного взгляда на жизнь? Может быть, сама «эпоха перемен» делала своих героев столь сильными? А может быть, настолько был велик дух православного человека, что он даже в самые тяжёлые минуты жизни столь оптимистично смотрел в будущее и верил в свои собственные силы? Теперь мы не можем об этом узнать. Мы можем лишь верить документам эпохи. В письме к режиссёру В.В. Лужскому он пишет: «Только ради Бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому – а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, «жить». Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать, это и была его форма жизни. Путь художника. Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года в семье преподавателя духовной семинарии. С раннего детства Борис увлекся рисованием. В возрасте 9 лет он оказался на выставке художников-передвижников. Картины Айвазовского, Репина, Серова произвели огромное впечатление на ребёнка, и усилили его желание овладеть живописным мастерством. В 1887 году Кустодиев стал учеником ду- ховного училища, а затем он поступил в семинарию. Однако любовь к живописи не проходила, и Борис начал брать уроки рисования у местного художника П. А. Власова. Он твёрдо решил стать живописцем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьёзный...» Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного совета, И. Е. Репин приглашает Бориса Михайловича быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоёмкая.  Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников: художника И. Я. Билибина, гравёра В. В. Матэ. В 1909 году Кустодиев получил звание акаде- мика живописи. Но Кустодиева упрекают в подражании учителю, говорят, что И.Е. Репин скроил его по своему образу и подобию, и Кустодиев решает искать свой собственный путь в искусстве. Он понимает, что пора уйти от желания писать лица с портретной схожестью, уйти от «репинского реализма». Надо изображать всё, как в народном лубке, писать Россию – самобытную, праздничную, яркую, воплотить в своём творчестве тип настоящей русской красавицы. Поклонение женщине. Борис Кустодиев был женат на Юлии Прошинской (1880-1942). Через несколько дней после знакомства Кустодиев, очарованный красотой девушки, задумал написать её портрет. А когда рисунок был готов, оказалось, что это не просто портрет, а его робкое признание в любви... Потом ещё два года он проведёт в мучительных сомнениях, сможет ли он обеспечить будущее? Смирится ли она, если он неделями не будет выходить из мастерской? И всё-таки решился, сделал ей предложение. 8 января 1903 года они обвенчались. Поселились молодожёны в небольшой петербургской квартирке на Введенской улице. Через две недели после свадьбы Кустодиев праздновал ещё одну победу. Вместе с Репиным они наконец-то закончили своё грандиозное полотно «Тор- жественное заседание Го- сударственного совета». Молодой художник, вчера ещё абсолютно никому не известный, вдруг встал рядом, на равных, с самим Репиным. Это была потрясающая, головокружительная карьера. 8 ноября 1903 года по окончании Академии  художеств Кустодиев вместе с женой и двухмесячным ребёнком отправился в путешествие по Италии, Испании, Франции. Именно тогда в Париже он пишет своё знаменитое полотно «Утро». Один из критиков потом скажет: «Право, не верится, что такую мастерскую вещь мог сделать совсем ещё молодой художник. Ничего подобного ещё не сделал ни один из наших художников». И вот он – новый период в жизни художника – он вдохновенно пишет цветущих купчих и радуется тому, что нашел себя в живописи! И хотя его давно уже мучает какая-то боль в спине, он не обращает на неё внимания. Если бы он знал, какой трагедией обернётся это в будущем! Но пока Борис чувствует себя относительно здоровым и создает всё новые и новые образы румяных барышень… Однако в Петербурге его «новое слово» не поняли. Газеты в то время пишут: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев! Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенно хорошие дамские портреты, а то выставляет какую-то дебелую красавицу, сидящую на расписном сундуке. Нарочитое и выдуманное безвкусие». Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал Богоматерь с жены, а Её младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш за- болел менингитом и умер в страшных мучениях. В это время болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. «Знай, что ты не одна

и твоё здоровье и ты сама нужны ещё многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!» – писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими. Любовь к жизни и годы болезни. Признаки надвигающейся беды, круто изменившие жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. У него вдруг заболела рука. Пальцы не могли удержать даже лёгкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемнённой комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Он продолжал напряжённо работать, но тяжёлая болезнь требовала неотложных мер. Врачи нашли у него «костный туберкулёз» и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жёсткий целлулоидный корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за меся- цем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с тёплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Ещё удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевёл» на холст, в реальные картины. В 1913 году в Германии Б. М. Кустодиева осмотрел профессор Берлинского университета Г. Оппенгейм и поставил диагноз «опухоль спинномозгового канала». Была выполнена операция, после которой он в течение нескольких месяцев проходил реабилитацию, а вернувшись в Москву, занимался активной творческой и физической работой. Однако в 1915 году появились рецидивы заболевания – вновь развилась слабость в ногах. Лежа на больничной койке без движения, он всё пытался понять: за что же ему все эти испытания? Борис Михайлович втайне от врачей попросил жену принести ему альбом и краски. Теперь он уже не видит, что творится за окном, как изменилась страна за время его вынужденного затворничества. На всю оставшуюся жизнь он прикован к инвалидной коляске. Но Кустодиев стал работать ещё самозабвеннее. Такого количества картин он не писал даже в самые свои здоровые годы. Портрет Шаляпина, множество купчих, эскизы к книгам и декорации к спектаклям. Он будто понимает: если не работать, умрёшь. И никому не позволяет говорить о своей болезни. Как и раньше, он не хочет, чтобы его жалели. Повторную операцию сделал хирург Л. А. Стуккей в 1916 году Сложнейшая операция, которую он перенёс, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. «Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната». Но ещё есть память и воображение. На полотнах появляются пёстрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые купчихи и пышные красавицы. Художник творит фантастический и ностальгический мир, который выглядит намного реальнее окружающей действительности. Единственное, что его пугает – это возможность полной беспомощности. Он говорил: «Ноги - что? Предмет роскоши, но вот рука начинает побаливать — это уже обид- но», – вспоминал художник Петров-Водкин. Всю последующую жизнь художник провёл в коляске, но сохранил то, чем жил и дышал, — своё искусство. Во время самых сильных приступов болезни, он вновь и вновь обращался к своим детским воспоминаниям. Сегодня историки искусства говорят: чем хуже чувствовал себя Кустодиев, тем звонче и ярче были краски на его полотнах. От солнца кустодиевских картин в мастерской было весело и светло. В начале 1923 года отмечено обострение заболевания, а в ноябре Б. М. Кустодиев переехал в Москву для лечения у профессора В.В. Крамера в хирургической клинике 2-го государ- ственного университета. В 1922-1924 гг. крупнейший немецкий нейрохирург и невролог О. Ферстер неоднократно приезжал в Россию по приглашению советского правительства и принимал участие в лечении В. И. Ленина (так же, как и В. В. Крамер). Вероятно, в один из своих приездов в Москву О. Ферстер был приглашён В. В. Крамером принять участие в лечении Б. М. Кустодиева. В декабре 1923 года О. Ферстер произвел Б. М. Кустодиеву операцию удаления опухоли позвоночного канала.  Несмотря на тяжёлый недуг, художник продолжал вести ак- тивный образ жизни. В феврале 1927 года Кустодиев обратился в Народный комитет просвещения с просьбой командировать его в Германию для лечения. Уже в марте было получено добро и представлена правительственная субсидия в тысячу долларов. Осталось только дождаться заграничного паспорта. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. По иронии судьбы, загранпаспорт будет готов через 10 дней после его смерти. Художник был по- хоронен на Никольском кладбище Александро- Невской лавры. В 1948 году прах и памятник перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. Борис Кустодиев успел создать около 700 прекрасных живописных работ. На аукционе Christie’s картина ху- дожника «Извозчик» была оценена в 4.4 миллиона фунта стерлингов. А в истории живописи он остался певцом исконной Руси с её традициями, праздниками, красотой, неподверженной, неподвластной ни-каким революциям и войнам. «Не знаю, – писал Б.М.Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин...» 
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  6868
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ