ПУТЬ ХУДОЖНИКА: БОРИС КУСТОДИЕВ

 
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: Страницы Истории
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
Борис Михайлович Кустодиев-мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. Он создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но мало кто знает, что практически половину своей жизни он был инвалидом. Откуда он черпал силы для столь оптимистичного взгляда на жизнь? Может быть, сама «эпоха перемен» делала своих героев столь сильными? А может быть, настолько был велик дух православного человека, что он даже в самые тяжёлые минуты жизни столь оптимистично смотрел в будущее и верил в свои собственные силы? Теперь мы не можем об этом узнать. Мы можем лишь верить документам эпохи. В письме к режиссёру В.В. Лужскому он пишет: «Только ради Бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому – а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, «жить». Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать, это и была его форма жизни. Путь художника. Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года в семье преподавателя духовной семинарии. С раннего детства Борис увлекся рисованием. В возрасте 9 лет он оказался на выставке художников-передвижников. Картины Айвазовского, Репина, Серова произвели огромное впечатление на ребёнка, и усилили его желание овладеть живописным мастерством. В 1887 году Кустодиев стал учеником ду- ховного училища, а затем он поступил в семинарию. Однако любовь к живописи не проходила, и Борис начал брать уроки рисования у местного художника П. А. Власова. Он твёрдо решил стать живописцем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьёзный...» Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного совета, И. Е. Репин приглашает Бориса Михайловича быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоёмкая.  Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников: художника И. Я. Билибина, гравёра В. В. Матэ. В 1909 году Кустодиев получил звание акаде- мика живописи. Но Кустодиева упрекают в подражании учителю, говорят, что И.Е. Репин скроил его по своему образу и подобию, и Кустодиев решает искать свой собственный путь в искусстве. Он понимает, что пора уйти от желания писать лица с портретной схожестью, уйти от «репинского реализма». Надо изображать всё, как в народном лубке, писать Россию – самобытную, праздничную, яркую, воплотить в своём творчестве тип настоящей русской красавицы. Поклонение женщине. Борис Кустодиев был женат на Юлии Прошинской (1880-1942). Через несколько дней после знакомства Кустодиев, очарованный красотой девушки, задумал написать её портрет. А когда рисунок был готов, оказалось, что это не просто портрет, а его робкое признание в любви... Потом ещё два года он проведёт в мучительных сомнениях, сможет ли он обеспечить будущее? Смирится ли она, если он неделями не будет выходить из мастерской? И всё-таки решился, сделал ей предложение. 8 января 1903 года они обвенчались. Поселились молодожёны в небольшой петербургской квартирке на Введенской улице. Через две недели после свадьбы Кустодиев праздновал ещё одну победу. Вместе с Репиным они наконец-то закончили своё грандиозное полотно «Тор- жественное заседание Го- сударственного совета». Молодой художник, вчера ещё абсолютно никому не известный, вдруг встал рядом, на равных, с самим Репиным. Это была потрясающая, головокружительная карьера. 8 ноября 1903 года по окончании Академии  художеств Кустодиев вместе с женой и двухмесячным ребёнком отправился в путешествие по Италии, Испании, Франции. Именно тогда в Париже он пишет своё знаменитое полотно «Утро». Один из критиков потом скажет: «Право, не верится, что такую мастерскую вещь мог сделать совсем ещё молодой художник. Ничего подобного ещё не сделал ни один из наших художников». И вот он – новый период в жизни художника – он вдохновенно пишет цветущих купчих и радуется тому, что нашел себя в живописи! И хотя его давно уже мучает какая-то боль в спине, он не обращает на неё внимания. Если бы он знал, какой трагедией обернётся это в будущем! Но пока Борис чувствует себя относительно здоровым и создает всё новые и новые образы румяных барышень… Однако в Петербурге его «новое слово» не поняли. Газеты в то время пишут: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев! Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенно хорошие дамские портреты, а то выставляет какую-то дебелую красавицу, сидящую на расписном сундуке. Нарочитое и выдуманное безвкусие». Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал Богоматерь с жены, а Её младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш за- болел менингитом и умер в страшных мучениях. В это время болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. «Знай, что ты не одна

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  1719
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: Страницы Истории
Возврат к списку