ПАСХА ХРИСТОВА

 
Автор: Архимандрит Нектарий
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: События
Поломничество: 
С какой радостью православные христиане стекаются в храмы Божии на Пасхальное ночное Богослужение! Пожилые люди и малые дети, богатые и бедные – все спешат на сей чудный пир веры. В самую полночь зазвонят колокола, и собор всего духовенства протяжно запоёт: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех…» А потом, у западных врат, предстоятель, обращаясь ко всем пришедшим на службу, возвестит радостную весть: «Христос воскресе!». И народ с ликованием дружно ответит: «Воисти- ну воскресе!»

О, как велика эта радость! Сколько поколений на земле, слыша и повторяя эти слова, восторженно умиляются. В Воскресении Христа – вся наша надежда, все наши чаяния, вся наша жизнь! Сколько было пролито крови христианской, пережито мучений и страданий ради исповедания этой истины, истины – Воскресения Христа из мёртвых. Ничто, никто и никогда не заставит умолкнуть любящее, верующее и верное сердце православного христианина!

 Лучшие человеческие умы склонялись перед этой непостижимой тайной Воскресения Христова из мёртвых и спасения рода человеческого. Тайна сия велика! Благодаря нашей способности воспринимать духовный свет Божественной истины, мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь.

Всем нам известно, что ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа и пророческие откровения пророков взаимосвязаны с пришествием Иисуса Христа и наступлением новозаветных времен. По слову апостола Павла, ветхозаветный закон был детоводителем ко Христу и тенью будущих благ (Гал. 3: 24; Евр. 10: 1).

Одним из главных событий в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства. Более трёх с половиной тысяч лет назад все двенадцать колен народа Израиля жили в Египте. Египтяне во главе с фараоном недолюбливали этот народ и безжалостно эксплуатировали его. Израильтянам давали самую тяжёлую работу, и не было у них даже времени на отдых. Однажды Господь воздвиг пророка по имени Моисей, которому открыл Свою волю об избавлении народа Израиля от египетского рабства. Моисей послушался Бога, но не хотел фараон отпустить из Египта рабов-израильтян, потому что мало платил он за их тяжёлый труд. Бог, через Моисея, совершил много чудесных знамений и казней так, что фараон и египтяне устрашились и отпустили евреев на время. Последняя самая страшная казнь была такова: повелел Бог принести в жертву непорочного агнца (ягненка), а жертвенной кровью помазать косяки домов, где живут евреи.
И вот ночью Ангел Божий стал поражать первенцев у всех египтян, а где косяки домов были отмечены кровью агнца, проходил мимо. Прохождение Ангела мимо и называется «Пасхой».

Среди ветхозаветных пророчеств так же
только человек, но и Бог (Пс. 2; Пс. 109; Ис. 9; Иер. 23; Мих. 5; мал. 3). О вечном царстве Мессии говорят пророчества, например: Бытия гл. 49; 2 книга Царств гл. 7; Псалмы 2 и 131; в книгах пророков Иезекииля и Даниила. Среди прямых предсказаний о Воскресении Христа мы находим у пророка Исаии: « Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53: 9-12). На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье, несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!» «Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: её угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его пло- ти. ...Принял тело и вдруг попал на Бога; при- нял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ...Воскрес Христос — и ни одного мёртвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мёртвых, положил начало воскресению умерших» (из слова святителя Иоанна Златоуста).
Пасха Христова

 Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос, Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, всё наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка  пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову. Как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную, так Христос — новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира — Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христосе Бог нас приведе, победную поющия! Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й). Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. (Святой Григорий Богослов) Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном. (Святитель Иоанн Златоуст) В знаменательном событии смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и в совпадении с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть глубокую внутреннюю связь, о чём пишет апостол Павел в соборном послании к Евреям. Вот почему апостолы утверждали: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).


Количество показов :  1307
Автор: Архимандрит Нектарий
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №3-4 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: События
Поломничество:
Возврат к списку